Дело № 12-109/2023 59RS0001-01-2023-001121-73
РЕШЕНИЕ
05 мая 2023 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарём Морозовой А.М.,
с участием помощника прокурора Дзержинского района г.Перми Душкиной О.В. по служебному удостоверению,
председателя ТСЖ «Парковый 4» Латышевой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство о восстановлении срока на принесение протеста заместителя прокурором Дзержинского района г.Перми на постановление административной комиссии Адрес от Дата № о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.8.1 Закона Пермского края от Дата №-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее – Закон №-ПК) ТСЖ «Парковый 4»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Дзержинского района г.Перми № от Дата ТСЖ «Парковый 4» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.8.1 Закона №-ПК, назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей по факту неустранения Дата с фасада здания по адресу: Адрес графических рисунков, не соответствующих требованиям законодательства.
Дата заместитель прокурора Адрес направил в суд протест, содержащий ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указывает, что постановление от Дата поступило в прокуратуру Дата, просит восстановить пропущенный срок. Кроме того, в материалах дела административной комиссии отсутствует протокол о рассмотрении дела коллегиальным органом.
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Перми Душкина О.В. пояснила, что о нарушении выявлено Дата в ходе проверки деятельности административной комиссии Адрес на основании решения о проведении проверки от Дата, ранее постановление в прокуратуру не направлялось. Нарушена процедура принятия решения коллегиальным органом.
В судебном заседании представитель привлекаемого лица – председатель ТСЖ «Парковый 4» Латышева В.Ф. с протестом согласилась, указав, что на составление протокола не вызывалась, все постановления отслеживает внимательно, про это не знает. Было постановление в декабре 2022 года, штраф в размере 30000 рублей оплачен, квитанцию найти не представилось возможным по причине смены бухгалтера.
Начальник юридического отдела администрации Адрес, член административной комиссии Адрес ФИО5 в судебном заседании участия не принимала.
Представитель МКУ «Административно-техническая инспекция Адрес» ФИО6 в судебное заседание направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Должностное лицо, составившее протокол – главный специалист сектора координации отдела координации контрольных органов и организации мониторинга за содержанием территории города контрольного департамента администрации Адрес ФИО7 ходатайств не направила.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, включая направленные материалы из административной комиссии, прихожу к следующему.
Из разъяснений, изложенных в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статья 30.3 КоАП РФ).
При этом законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанного в части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, поэтому вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка. В п. 31 Постановления указано, что в случае пропуска срока обжалования постановления по делу он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест. Разъясняя, таким образом, содержание ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, Верховный Суд РФ поставил прокурора в равное положение с лицами, которые вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении при решении вопроса о восстановлении срока на обжалование соответствующего постановления.
Рассматривая ходатайство о восстановлении пропущенного срока, исхожу из того, что возможность восстановления срока должна быть связана с наличием обстоятельств, вследствие которых заявитель не мог реализовать право на подачу заявления.
Уважительными причинами для восстановления срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении могут являться обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы.
Разрешая ходатайство, суд исходит из того, что восстановление процессуального срока обжалования постановления может иметь место в случае, когда могут быть установлены и признаны уважительными обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи жалобы в установленный срок.
Законодательство об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня причин пропуска установленного срока, которые могут быть признаны уважительными. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов.
В ходатайстве о восстановлении срока на обжалование постановления указывает, что ранее в прокуратуру постановление от 14.09.2022 не направлялось, поступило в рамках проводимой проверки 16.03.2023.
При таких обстоятельствах можно признать обоснованным исчисление срока для обжалования в течение 10 дней с момента получения постановления, то есть 16.03.2023, обращение в суд последовало 23.03.2023, причины пропуска срока признаются уважительными, срок подлежит восстановлению.
Рассматривая доводы жалобы по существу, заслушав участников, изучив материалы жалобы, включая дело об административном правонарушении по привлечению к административной ответственности, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК наступает за неустранение в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Законом № 460-ПК утвержден перечень должностных лиц администрации города Перми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (постановление администрации города Перми от 17.06.2015 № 378), согласно которому должностные лица контрольного департамента администрации города Перми уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе по ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК.
Требования к содержанию фасада зданий строений, сооружений на территории города Перми определены Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 (далее - Правила благоустройства). Правила благоустройства обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и действуют на всей территории города Перми.
Согласно 11.1 Правил владельцы зданий, строений, сооружений, а также организации, обеспечивающие содержание зданий, строений, сооружений, в установленном порядке должны обеспечивать содержание фасада зданий, строений, сооружений в исправном состоянии, надлежащую эксплуатацию зданий, строений, сооружений, проведение текущего и капитального ремонта.
В соответствии с п. 11.2.1 Правил, запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора, конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения. При содержании фасада здания, строения, сооружения должны устраняться любые повреждения фасада, включая надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства
Согласно п. 11.2.3 Правил повреждения строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов фасада здания, строения, сооружения, не влияющие на их прочностные характеристики, должны устраняться в течение 6 месяцев с момента обнаружения повреждения, иные повреждения (надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства) должны устраняться в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения повреждения. В случае повторного нанесения надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, рекомендуется обработать места фасада здания, строения, сооружения защитными средствами, препятствующими нанесению таких повреждений.
Пунктом 11.3.1 Правил установлены требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений: фасад здания, строения, сооружения не должен иметь видимых повреждений архитектурно-конструктивных элементов, отделки и инженерных элементов, повреждений рекламных конструкций, вывесок, а также надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства. Повреждения окраски фасадов зданий не должны превышать более 1% от общей площади фасада
Установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: Адрес осуществляет ТСЖ «Парковый 4».
В ходе осмотра территории Дата в 09:43 сотрудниками контрольного департамента администрации Адрес установлено, что на фасаде здания по адресу: Адрес обнаружены надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства, о чем составлен акт осмотра территории Дзержинского района г. Перми от Дата с приложенной фототаблицей.
Дата на адрес электронной почты tszhparkoviy@bk.ru направлено уведомление с информацией о выявленных нарушениях.
Дата при проведении повторного обследования территории по указанному адресу выявлено, что ТСЖ «Парковый 4» допустило не устранение в срок надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, о чем составлен акт осмотра территории Адрес от Дата.
Дата начальником отдела координации контрольных органов и организации мониторинга за содержанием территории города контрольного департамента администрации Адрес подписано извещение на составление протокола.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80082275272623 вручение извещения адресату состоялось Дата.
Дата главным специалистом сектора координации отдела координации контрольных органов и организации мониторинга за содержанием территории города контрольного департамента администрации Адрес ФИО7 составлен протокол №/Д-04/91/22 в отсутствие привлекаемого лица.
Копия протокола направлена заказным письмом на юридический адрес ТСЖ «Парковый 4».
Доказательств надлежащего извещения на составление протокола материалы дела не содержат.
Постановлением административной комиссии Дзержинского района г.Перми от 14.09.2022 № 1472-09-2022 ТСЖ «Парковый 4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.8.1 Закона № 460-ПК, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановление вынесено без участия привлекаемого лица, копия постановления не направлялась.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).
Решением Пермской городской Думы от 25.06.2019 №142 с 22.06.2019 учрежден функциональный орган администрации города Перми – контрольный департамент администрации города Перми, одной из целей деятельности которого является повышение уровня содержания территории г. Перми, а одной из задач – обеспечение комплекса мероприятий в сфере благоустройства, направленных на повышение уровня содержания территории г. Перми (пункты 2.1.2, 2.2.5 Положения о контрольном департаменте администрации города Перми). В соответствии с подпунктом 3.5.1 названного положения контрольный департамент в области обеспечения комплекса мероприятий в сфере благоустройства, направленных на повышение уровня содержания территории города Перми обеспечивает мониторинг содержания территории города Перми
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 названного Кодекса, обеспечение законности при применении мер административного принуждения, предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (часть 2 данной нормы).
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (часть 3 этой же статьи).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а соответствии со статьей 29.8 названного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.
Вместе с тем в материалах дела административной комиссии отсутствует протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, составленный коллегиальным органом и подписанный его председателем.
Таким образом, административная комиссия допустила существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Парвковый 4».
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными.
В случае неистечения срока давности привлечения к административной ответственности дело подлежит возврату на новое рассмотрение в административный орган.
Учитывая изложенное, при том, что установленный для данной категории дел двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, постановление административной комиссии администрации Дзержинского района города Перми подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности вопросы изменения наказания исследованию не подлежат.
Руководствуясь ч. 3 п. 1 ст. 30.7, п. 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Протест заместителя прокурора Дзержинского района г.Перми удовлетворить.
Постановление административной комиссии Дзержинского района г. Перми № 1472-09-2022 от 14.09.2022 о привлечении ТСЖ «Парковый 4» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить.
Производство по данному делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента вручения или получения его копии.
...
Судья Е.В. Мухина