Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-620/2024 ~ М-2625/2023 от 29.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                          24 июня 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-620/2024 по административному исковому заявлению Дидковской О.В., Ненароковой О.Н. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – нежилого помещения, площадью 180,1 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый номер , с учетом уточнений по состоянию на 01.01.2021 равной его рыночной стоимости в размере 5 808 454 рубля, возложить обязанности по оплате судебной экспертизы на административных ответчиков и заинтересованных лиц.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются долевыми сособственниками указанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого определена в размере 9 947 257 рублей 99 коп. по состоянию на 01.01.2021. Установленная кадастровая стоимость объекта не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

В уточненном административном иске, административные истцы указали, что согласно заключению эксперта рыночная стоимость нежилого помещения составляет 5 808 454 рубля, что незначительно отличается от выводов, изложенных в досудебной экспертизе. Судебная экспертиза была назначена по ходатайству ГБУ «Центр кадастровой оценки», в связи с чем имеются основания для возложения обязанности по оплате экспертизы на заявителя.

В судебное заседание административные истцы, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г.о. Самара, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В письменном отзыве на иск с учетом дополнительных пояснений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость объекта, определенная в заключение эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый объект.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются долевыми сособственниками помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес> площадью 180,1 кв.м, назначение – нежилое, наименование - нежилое помещение.

10.01.2022 в ЕГРН внесены сведения на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» объекта с кадастровым номером в размере 9 947 257 рублей 99 коп. по состоянию на 01.01.2021, началом применения с 01.01.2022.

По информации ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от 26.01.2024 актуальная кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером , равная 5 587 552, 72 рублей, утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2296 от 27.10.2023 по состоянию на 01.01.2023.

Согласно приказу министерства имущественных отношений Самарской области № 2296 от 27.10.2023 с 01.01.2024 не применяются сведения о кадастровой стоимости, установленные приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области».

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Исходя из представленных материалов, суд полагает, что права и законные интересы административных истцов затрагиваются оспариваемой кадастровой стоимостью объекта по состоянию на 01.01.2021, которая стала архивной, как плательщика налога на имущество физического лица, исчисляемого от кадастровой стоимости объекта.

29.12.2023 административные истцы обратились с соответствующим административным исковым заявлением в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административными истцами в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ оценочной компании ООО «Союз строительных экспертов» об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 230 700 рублей.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по инициативе ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» и в связи с возникшими сомнениями определением суда от 12.03.2024 с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО «Центр оценки и права «Визит».

Заключением эксперта № 179/05-2024-Э от 13.05.2024 ООО «Центр оценки и права «Визит» установлено:

- в отчете об оценке № 08/09/2023 от 25.12.2023, подготовленного ООО «Союз строительных экспертов» оценщиком Бочаровым А.Ю., допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости;

- рыночная стоимость объекта недвижимого имущества - помещения с кадастровым номером , площадью 180,1 кв.м, по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 составляет 5 808 454 рубля.

Замечаний по судебной экспертизе, а также ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы от участников процесса не поступило, административные истцы уточнили требования по выводам судебной экспертизы.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что эксперт при оценке объекта недвижимого имущества руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости рассматриваемого объекта заключение эксперта ООО «Центр оценки и права «Визит».

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что уточненные требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению по выводам заключения эксперта.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 29.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

Судом не усматривается оснований для возложения обязанности по оплате судебной экспертизы на административных ответчиков и заинтересованных лиц, поскольку данная обязанность подлежала исполнению при назначении судебной экспертизы, в настоящее время требований о перераспределении понесенных по делу судебных расходов не поступило.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Дидковской О.В., Ненароковой О.Н. удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 808 454 рубля.

Датой подачи заявления в суд считать 29.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2024.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-620/2024 ~ М-2625/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ненарокова О.Н.
Дидковская О.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самара
УФНС России по Самарской области
Аблеева А.И.
ГБУ СО "ЦКО"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
10.06.2024Производство по делу возобновлено
24.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее