Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1421/2019 ~ М-989/2019 от 28.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 01 августа 2019 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Князькиной А.С.,

с участием прокурора Слива Г.Ю.,

представителя административных истцов – Галеевой Н.И., представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1421/2019 по административному исковому заявлению Боярцева С.В., Боярцевой Л.В., Ефимова Н.Д. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Боярцев С.В., Боярцева Л.В., Ефимов Н.Д. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просят признать недействующими со дня их принятия:

- пункты №№ , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;

- пункты №№ , , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 (далее также Перечни).

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что под названными пунктами в Перечни включены принадлежащие им на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами , , , , не подпадающие под критерии объектов, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они расположены на земельных участках с разрешенным использованием под нежилые здания с прилегающей территорией и под промышленное предприятие, здания имеют производственно-складское назначение, назначение помещений в зданиях с кадастровыми номерами и не предполагает размещение офисов, а число офисных помещений в зданиях с кадастровыми номерами и по технической документации составляет менее 20% от общей площади зданий. В 2017 и 2018 г.г. здания не использовались, в связи с чем полагают, что включение объектов в Перечни нарушает их права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.

В судебном заседании представитель административных истцов Галеева Н.И., действующая на основании доверенностей, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражал, пояснив, что нежилые здания включены в Перечни на 2018 и 2019 г. на основании пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, как объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, вид разрешенного использования которых предполагает размещение административных зданий офисного назначения. Использование зданий в качестве офисных подтверждено актами осмотра от 14.01.2019г.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

- от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован в газете "Волжская коммуна", N 313(29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна", N 316(29862), 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна", N 318(29864), 30.11.2016 (продолжение);

- от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете «Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017.

Таким образом, оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре принятия и порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

В указанные Перечни на 2017 год под пунктами №№ , , и на 2018 год под пунктами №№ , , , министерством имущественных отношений включены нежилые здания:

- с кадастровым номером , площадью 9 396, 7 кв.м,

- с кадастровым номером , площадью 2 274, 9 кв.м,

- с кадастровым номером , площадью 4 010, 8 кв.м,

- с кадастровым номером , площадью 2 470 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что собственниками нежилых зданий являются: КН – Ефимов Н.Д., КН – Боярцев С.В., КН и КН – Боярцева Л.В., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и правах на объекты недвижимости от 10.04.2019г.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Установлено, что спорные нежилые здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 10.04.2019 г. имеют назначение и наименование, соответственно:

- КН и КН – «нежилое здание», «производственно-складское»,

- КН и КН - «нежилое здание», «нежилое здание производственно-складского назначения».

Данные о виде разрешенного использования зданий в ЕГРН отсутствуют.

Согласно технической документации - техническим паспортам, подготовленным ООО «Федерация», здание КН по состоянию на 20.01.2014г. имеет вид «нежилое здание»; здание КН по состоянию на 24.04.2013г. – «нежилое здание офисно-складского назначения»; здание КН по состоянию на 11.04.2014 г. – «офисно-складское здание»; здание КН по состоянию на 02.03.2016 г. - «нежилое здание офисно-складского назначения».

Как видно из экспликаций к техническим паспортам, расположенные в зданиях помещения имеют следующее назначение:

- КН , площадью 9 396, 7 кв.м – лестничные клетки, комнаты охраны, тамбуры, коридоры, санузлы, подсобные помещения, ТП-6 кВт, РУ-0,4 кВт, котельная, а также склады, площадью 7 853, 7 кв.м и офисы, площадью 910, 3 кв.м;

- КН , площадью 2 274, 9 кв.м – лестничные клетки, комната отдыха, комната охраны, коридоры, санузлы, подсобные помещения, склады, кабинеты;

- КН , площадью 4010, 6 кв.м – коридоры, санузлы, подсобное помещение, а также склад, площадью 3 510, 5 кв.м и офисы, площадью 308, 4 кв.м;

- КН , площадью 2 470, 6 кв.м – санузлы, коридоры, вспомогательные помещения, кабинеты, лестничные проемы, склад.

При этом, по данным технической документации площадь помещений, предназначенных под «офисы» в зданиях с кадастровыми номерами и составляет менее 20% от общей площади этих зданий; в зданиях с кадастровыми номерами и офисные помещения отсутствуют, тогда как назначение помещения «кабинет» не равнозначно понятию «офис».

С учетом изложенного, сведения о назначении и наименовании объектов капитального строительства с кадастровыми номерами , , и , содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не позволяют считать их соответствующими критериям объектов недвижимости, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилые здания включены в Перечни на 2018 и 2019 г.г. исходя из видов разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, по сведениям содержащимся в ЕГРН на момент принятия оспариваемых приказов.

Вместе с тем, установлено, что нежилые здания расположены:

- КН – на принадлежащем на праве собственности Ефимову Н.Д. земельном участке с кадастровым номером 63:01:0929001:547, с видом разрешенного использования «занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией»;

- КН – на принадлежащем на праве собственности Боярцеву С.В. земельном участке с кадастровым номером 63:01:0929001:548, с видом разрешенного использования «занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией»;

- КН – на принадлежащем на праве собственности Боярцевой Л.В. земельном участке с кадастровым номером 63:01:0929001:551, с видом разрешенного использования «занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией»;

- КН - на принадлежащем на праве собственности Боярцевой Л.В. земельном участке, площадью 8 506 кв.м, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: «занимаемый промышленными предприятиями и складами 5-4 классов вредности, что подтверждаются выписками из ЕГРН от 16-17.05.2019 г.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков также не предполагает размещение на них административно-деловых и торговых центров (комплексов), как и объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания.

Вместе с тем, по смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.

Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, наименование и назначение нежилых зданий, как и вид разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорных объектов капитального строительства на момент формирования и утверждения Перечней на 2017 и 2018 г.г., не проводилось.

В связи с обращениями административных истцов, по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр размещения рекламы» (далее ГБУ СО «ЦРР») проведен осмотр нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , о чем составлены акты от 14.01.2019 года.

Вместе с тем, содержащиеся в представленных актах сведения не могут быть приняты судом в качестве доказательств, подтверждающих фактическое использование зданий в 2017 и 2018 г.г. и, соответственно, обоснованность их включения министерством в Перечни на эти годы, поскольку обследование зданий имело место в налоговом периоде 2019 года.

Таким образом, результаты проведенного 14.01.2019 года ГБУ СО «ЦРР» обследования, в силу положений пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 15 постановления Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года N 402 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» могут учитываться, при наличии достаточных оснований, на последующий налоговый период.

Фактическое использование здания с кадастровым номером административным ответчиком во внесудебном порядке не проверялось; в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика от проведения осмотра этого здания отказался.

Наличие договоров безвозмездного пользования от 01.10.2018 г., согласно которым Боярцева Л.В. и Ефимов Н.Д. передали принадлежащие им нежилые здания в безвозмездное пользование Боярцеву С.В., обоснованность включения объектов недвижимости в оспариваемые Перечни на 2017 и 2018 г.г. также не подтверждает.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком в нарушении положений ч. 2 ст. 62, ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии принадлежащих административным истцам нежилых зданий критериям объектов недвижимости, указанным в ст. 378.2 НК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения зданий с кадастровыми номерами , , в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017 и 2018 г.г., а здания с кадастровым номером в Перечень на 2018 г., в связи с чем полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Боярцева С.В., Боярцевой Л.В., Ефимова Н.Д., возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017 и 2018 г.г.), а также учитывая, что сохраняется обязанность административных истцов по уплате налога на имущество за указанные периоды, как и право налогового органа на взыскание недоимки, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.

В связи с этим, заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Боярцевой Л.В., Боярцева С.В., Ефимова Н.Д. удовлетворить.

Признать недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него:

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

расположенных по адресу: <адрес>.

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него:

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером ,

расположенных по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.08.2019г.

3а-1421/2019 ~ М-989/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Боярцева Л.В.
Ефимов Н.Д.
Боярцев С.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация административного искового заявления
28.06.2019Передача материалов судье
01.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2019Подготовка дела (собеседование)
16.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2019Судебное заседание
06.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее