Дело № 2-15/2023 (2-2055/2022)
55RS0026-01-2022-002235-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., помощнике судьи Минибаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Кудряшов А.С. к открытому акционерному обществу «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, о признании самовольными постройками, по встречному иску открытого акционерного общества «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» к Кудряшов А.С. о признании недействительными результаты межевания земельного участка, исключении сведений из ЕГРН, установлении координат границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кудряшов А.С. (далее - Кудряшов А.С., истец) обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу Санаторий-профилакторий «Коммунальник» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в рамках которого просит признать сооружение теплотрассы самовольной постройкой; признать здание котельной самовольно реконструируемым; обязать общество устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1131 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, а именно демонтировать ограждение (забор) и части объектов капитального строительства - сооружения теплотрассы и нежилого здания, расположенные на земельном участке истца, в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование исковых требований указывает, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1131 кв.м, предоставленный для индивидуального строительства, расположенный на землях населенного пункта, местоположение которого определено: <адрес>, кадастровый №. Право собственности Кудряшов А.С. зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 20.01.2022. При проведении подготовительных работ для строительства индивидуального жилого дома в апреле 2022 года истцом обнаружено, что на его участке расположено самовольно возведенные части ограждения (забора) и объектов капитального строительства - теплотрассы, нежилого здания, не принадлежащие ему на каком-либо праве. Факт возведения данных объектов недвижимости ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» подтверждается заключением специалиста ООО «ГрандКадастр» от 17.06.2022 №. Границы земельного участка, принадлежащего истцу, установлены, что подтверждается землеустроительным делом 2007 года, межевыми планами от 10.10.2016, от 30.01.2012, тогда как границы смежного земельного участка ответчика в соответствии с действующим законодательством до настоящего времени не определены. Согласно землеустроительному делу 2007 года изначально сформированный земельный участок с кадастровым номером № образован в результате местоположения на местности проектных границ земельного участка с кадастровым номером № местоположение которого определено: <адрес>, Красноярское сельское поселение, рабочие участки полей №, 17с, в счет земельных долей в праве общей долевой собственности члена АОЗТ «Красный маяк» Клименок А.И., отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. На основании правоустанавливающих документов размер земельной доли Клименок А.И. составил 10,19 га (пашни -7,39 га, кормовых угодий - 2,8 га), споры при согласовании границ участка не заявлены. Проектные границы земельного участка согласованы со всеми заинтересованными лицами и утверждены собственником земельной доли. Объекты капитального строительства на территории данного участка отсутствовали. Наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка не подтверждено. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № на семь земельных участков одним из образованных участков является участок с кадастровым номером №, что подтверждается межевым планом от 30.01.2012 и заключением специалиста. Земельный участок истца с кадастровым номером № образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на 15 земельных участков, что подтверждается межевым планом от 16.10.2016 и заключением специалиста. По условиям договора купли-продажи от 20.01.2022, заключенного истцом с Клименок А.И., жилые строения, хозяйственные строения и сооружения на земельном участке отсутствуют. Однако, на основании общедоступных сведения выявлено, что на июль 2002 года, август 2005 года на участке расположено нежилое здание, на март 2010 года на участке появилась теплотрасса, в апреле 2012 года - ограждение, что свидетельствует о нарушении прав истца. Претензия истца от 20.04.2022 об устранении препятствий в пользовании земельным участком и демонтаже частей объектов капитального строительства оставлена ответчиком без удовлетворения и ответа. Обращает внимание на то, что спорные объекты капитального строительства и забор возведены ответчиком в границах земельного участка с кадастровым номером № и в границах земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного (отведенного) в соответствии со ст. 29 ЗК РФ муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Омской области под строительство водозаборных сооружений на основании постановления главы администрации Омского муниципального района Омской области от 26.12.1996 №-п в результате изъятия земельного участка площадью 1,21 га пашни из собственности АО «Красный маяк». Однако согласно пояснительной записке землеустроительного дела по уточнению участка с кадастровым номером № площадь участка составляет по документам 12 100 кв.м, а в результате уточнения выявлено, что фактическая площадь составляет 9034 кв.м, что не позволяет с точностью определить, где проходят реальные границы данного земельного участка. Наличие ошибки при определении координат участка с кадастровым номером №, повлекшей за собой ошибку в определении границ принадлежащего истцу участка, не доказано. Использование земельного участка без оформления прав на него является неправомерным. Указанные обстоятельства явились причиной обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела открытое акционерное общество Санаторий-профилакторий «Коммунальник» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Кудряшов А.С., в рамках которого в окончательном виде просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, исключить сведения из ЕГРН о местоположении земельного участка с кадастровым номером № установить координаты границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии со схемой № к заключению судебной экспертизы.
В обоснование встречных исковых требований указывает, что в материалах государственного фонда имеется дело по предоставлению земельного участка муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Омского района под строительство второй очереди водоснабжения санатория-профилактория «Коммунальник» в границах земель АО «Красный маяк» Омского района Омской области 1997 года, а также землеустроительное дело по уточнению местоположения на местности границ земельного участка с кадастровым номером №. Границы земельного участка с кадастровым номером № закреплены на местности искусственными ограждениями, то есть сложились на местности более 15 лет. В границах земельного участка расположены объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности ОАО «Коммунальник», а именно: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.09.2009; глубинная скважина №-Р, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.09.2009 серии № №; № что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № серии <адрес>; <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.09.2009 серии № №. Вышеуказанные сооружения введены в эксплуатацию в 1991 году, а здание (котельная с двумя котлами) - в 2002 году. Координаты поворотных точек данных сооружений в ЕГРН не учтены. По результатам геодезических измерений выявлено, что фактические границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы участка с кадастровым номером №, площадь пересечения составляет 573 кв.м. Кроме того, № площадью 39 кв.м. определяется в границах земельного участка с кадастровым номером №, учтенного в 2016 году, собственником которого ранее являлся Клименок А.И. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Омского района под строительство второй очереди водоснабжения ОАО «Коммунальник» в границах АО «Красный маяк» Омского района Омской области. На основании постановления главы Администрации Омского муниципального района Омской области от 26.12.1996 №-п, из земель АО «Красный маяк» изъяли земельный участок площадью 1,21 га и предоставили муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Омского района. К постановлению имеется приложение в виде плана предоставления земельного участка под вторую очередь водоснабжения с/п Коммунальник с согласованием. Указанный план также согласован директором АОЗТ «Красный маяк» Клименок А.И., который является предыдущим собственником участка с кадастровым номером № принадлежащего в настоящее время Кудряшов А.С. Полагает, что при проведении кадастровых работ в 2007 году допущена ошибка при определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, что повлекло за собой ошибки в определении координат земельных участков, образовавшихся в результате раздела, в том числе земельного участка с кадастровым номером № В настоящее время уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным до исправления местоположения границ участка с кадастровым номером №. Указанные обстоятельства нарушают права собственников объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, а именно не позволяют ОАО «Коммунальник» оформить право на земельный участок в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Кудряшов А.С. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассматривать в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснял, что у него появилось желание приобрести участок для ведения сельского хозяйства, создать ферму. Был очень заинтересован в спорном участке, удобный подъезд к нему, ему до сделки показали участок. Он видел, что там находился забор, который ему не мешал. Участок ему показывал Макаров, который занимался продажей принадлежащих Клименок А.И. участков, осматривали в декабре, так как имелись планы летом начать посев. Ему показали границы участка, он видел находящийся забор, здание ему также не мешало. При этом он не видел, что находилось за забором. Забор был не по периметру всего участка. Участок находился рядом с котельной, рядом идет овраг и заезд к участку. Он не спрашивал про котельную, хотел создать эко-ферму. Котельная ему не мешала. Из документов у него имелись выписки из ЕГРН, участок не был огорожен, лежал снег. Никаких проблем с координатами не было. Стали разрабатывать бизнес-план, установил, что забор и здание расположено на его участке. Сносить котельную он не просит, достаточно ее перенести либо ответчик может выкупить землю по предложенной им цене 2 млн. рублей. Теплотрасса изначально проходила в другом месте. Наличие скважин он не видел, видел какое-то строение.
Представитель Кудряшова А.С. - Назарова Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании просила первоначальные исковые требования удовлетворить по доводам, отраженным в иске, отказать в удовлетворении встречных требований.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества Санаторий-профилакторий «Коммунальник» Иванова Е.В., действующая по доверенности, поддержала встречные исковые требования в последней редакции заявленных уточнений, просила отказать в удовлетворении требований Кудряшова А.С.
Третье лицо Клименок А.И. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснял, что работал в Коммунальнике. Коммунальному хозяйству отвели 1,2 ГА в пользовании, для пашни и сенокоса. Потом решили построить котельную. Он как руководитель АО «Красный маяк» согласовал отвод земельного участка по устной просьбе Администрации, так как для жилого массива не хватало воды, договор аренды не заключали. Через некоторое время он выделил себе земельный участок площадью 7,3 га, межевание произведено в 2007 году, далее он их разделил на несколько участков, в 2012 году сделал межевание, наложения на тот момент отсутствовали. Когда продавал спорный участок, он не знал, что через него проходит теплотрасса. Когда общий массив делали, провели геодезические работы, выносили колышки в 2007 году. Участок Кудряшова он не огораживал, и выдал доверенность Макарову, чтобы он занимался продажей участков. На местности имеется овраг, многолетние ивы, проходит старая дорога, шлагбаум. Он знал, что там проходит забор, при этом не знал, что он проходит на его участке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «Коммунальник» Шакирова Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований Кудряшова А.В., указывая, что тем самым будут нарушены права собственников трех пятиэтажных домов, которые отапливаются от спорной котельной с 2006 года, которую просит перенести истец. Считает, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению. Пояснила, что ТСЖ «Коммунальник» отапливается от спорной котельной с 2006 года, каждый год котельная проходит технический осмотр для запуска отопительного сезона. Спорная теплотрасса никогда не изменялась, не переносилась. С другой стороны дороги была другая теплотрасса, на данный момент ее нет. С 2006 года ОАО Санаторий-профилакторий «Коммунальник» взял ее на баланс. Оформить теплотрассу ОАО Санаторий-профилакторий «Коммунальник» не может.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ТСН «В сосновом бору» Бубнова И.А. возражала против удовлетворения исковых требований Кудряшова А.В., указывая, что тем самым будут нарушены права собственников квартир в товариществе, которые отапливаются от спорной котельной, которую просит перенести истец. Считает, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области, Управления Росреестра по Омской области, ОАО «МеталоСнабресурс» в судебном заседании участия не принимали, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, причины неявки не известны, возражений на исковые требования не представили.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одним из способов защиты права может являться восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статье 7 указанного Федерального закона описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Статьей 38 поименованного Закона установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 688 от 20 августа 2009 года, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв.Роскомземом 8 апреля 1996 г.), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.
Пунктами 9.1 и 9.2 указанной выше Инструкции предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).
Предоставление земель должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.
Из пунктов 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17 февраля 2003 года руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические рекомендации), следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: во-первых, составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; во-вторых, составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 11.3 этого же кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 поименованного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 219-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, а согласно части 5 названной статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По правилам ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Как установлено судом, Кудряшову А.С. с 27.01.2022 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1131 +/- 12 кв.м. с кадастровым номером № из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Кадастровый учет земельного участка осуществлен 24.10.2016, посредством образования из земельного участка с кадастровым номером №. Право собственности Кудряшова А.С. зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 20.01.2022, заключенного с Клименок А.И.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.07.2022 земельный участок с кадастровым номером №, снятый 29.12.2017 с кадастрового учета, образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №
По сведениям Управления Росреестра по <адрес> кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен 17.05.2007, с кадастрового учета снят 09.04.2012 в результате раздела на несколько земельных участков.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № площадью 12 100 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта с видом разрешенного использования под строительство водозаборных сооружений поставлен на кадастровый учет 19.08.2003, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир корпус № санатория-профилактория «Коммунальник». <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о собственнике земельного участка отсутствуют.
В июне 2022 года Кудряшов А.С. обратился в ООО «ГрандКадастр» для проведения работ на предмет установления, какие объекты определяются на территории земельного участка с кадастровым номером №, имеется ли реестровая ошибка при формировании границ земельного участка с кадастровым номером №
ООО «ГрандКадастр» подготовлено заключение специалиста от 17.06.2022 №, согласно которому в границах земельного участка с кадастровым номером № расположено ограждение, нежилое здание и теплотрасса. На основании общедоступных сведения выявлено, что на июль 2002 года, август 2005 года на участке расположено нежилое здание, а начиная с марта 2010 года, на участке появилась теплотрасса, начиная с апреля 2012 года, на участке появилось ограждение. Согласно землеустроительному делу 2007 года участок с кадастровым номером №, местоположение которого определено: <адрес>, <адрес> №, 17с, образован на сельскохозяйственных угодьях - пастбище и пашня. Объектов капитального строительства на территории данного участка не было. В связи с этим наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка не подтверждено.
В свою очередь ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» представило заключение кадастрового инженера Мухамедчиной Е.И., согласно которому определены фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами №, № а также координаты контуров существующих объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник». Границы земельного участка с кадастровым номером № закреплены на местности искусственными ограждениями, то есть сложились на местности более 15 лет. В границах земельного участка расположены объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности ОАО «Коммунальник», а именно: здание (котельная с двумя котлами КВСА-20), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.09.2009; глубинная скважина №-Р, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.09.2009 серии <адрес>; сооружение (глубинная скважина), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2009 серии <адрес>; сооружение (глубинная скважина), что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.09.2009 серии <адрес>. Вышеуказанные сооружения введены в эксплуатацию в 1991 году, а здание (котельная с двумя котлами) - в 2002 году. Координаты поворотных точек данных сооружений в ЕГРН не учтены. По результатам геодезических измерений выявлено, что фактические границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы участка с кадастровым номером №, площадь пересечения составляет 573 кв.м. Кроме того, часть здания (котельная с двумя котлами КВСА-20) площадью 39 кв.м. определяется в границах земельного участка с кадастровым номером № Земельный участок с кадастровым номером № образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером № путем выдела в счет земельных долей 17.05.2007 площадью 99600 кв.м, из земель сельскохозяйственного производства для сельскохозяйственного использования. правообладатель земельных долей Клименок А.И. Полагает, что при проведении кадастровых работ в 2007 году допущена ошибка при определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, что повлекло за собой ошибки в определении координат земельных участков, образовавшихся в результате раздела, в том числе земельного участка с кадастровым номером №. В настоящее время уточнение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным до исправления местоположения границ участка с кадастровым номером №
По ходатайству ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «ЦПП «Цитадель» Дыкова О.П.
В рамках исследования эксперт осуществила геодезическую съемку спорных земельных участков с кадастровыми номерами №. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № в 2016 году, что подтверждается материалами кадастрового дела. Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № в марте 2012 года, что следует из межевого плана от 30.01.2012. В феврале 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка на основании межевого плана от 20.02.2012. Площадь земельного участка при уточнении составила 84402 кв.м. В графической части межевого плана от 20.02.2012 видно, что границы формируемого участка пересекают действующие капитальные строения, принадлежащее ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник». Земельный участок с кадастровым номером № образован в 2007 году из земельного участка с кадастровым номером № путем выдела в счет земельных долей, что следует из землеустроительного дела 2007 года, подготовленного МУП «Омский ЦЗК». <адрес> образуемого земельного участка составила 10,19 га.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1,21 га (12100 кв.м) предоставлен в 1996 году под строительство водозаборных сооружений на основании постановления главы администрации Омского района от 26.12.1996 №-п, путем изъятия участка из собственности АО «Красный маяк» и передачи его муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Омской района под строительство водозаборных сооружений. К Постановлению утверждена схема размещения земельного участка, из которой можно установить точное местоположение участка.
В границах земельного участка с кадастровым номером № расположено: четыре сооружения (глубинные скважины), оформленные в собственность; газовая котельная с двумя котлами, введенная в эксплуатацию постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области №-п от 04.08.2003. Площадь здания при вводе в эксплуатацию составила 22,6 кв.м, в 2006 году здание реконструировано, в подтверждение чего представлены документы по согласованию строительства пристройки к существующей котельной на земельном участке с кадастровым номером № Также расположена теплотрасса, год завершения строительства 1983, 1996.
Эксперт определила фактические границы земельного участка с кадастровым номером №. При этом фактические границы земельного участка с кадастровым номером № на местности отсутствуют. Также экспертом сопоставлены фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, существующие на местности более 15 лет, с учтенными в ЕГРН границами земельного участка с кадастровым номером № что отражено на схемах к заключению экспертизы. На схеме № обозначена область пересечения фактических границ земельного участка с кадастровым номером № с границами участка с кадастровым номером № учтенного в ЕГРН. Площадь пересечения составляет 505 кв.м. Дополнительно экспертом установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают земельный участок с кадастровым номером № площадь пересечения составила 1 кв.м. А также определено местоположение забора, сооружения теплотрассы и здания котельной на схеме № заключения.
Экспертом предложен вариант исправления данной ситуации посредством исключения из ЕГРН местоположения земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании допрошен эксперт Дыкова О.П., пояснила, что первоначально границы земельного участка с кадастровым номером № определены с учетом пересечения с границами участка с кадастровым номером № В целях устранения данного пересечения экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, с согласия обеих сторон, подготовлены дополнительно схемы №, №, №. На схеме № отображены границы земельного участка с кадастровым номером № без пересечения границ смежных участков, в частности, участка с кадастровым номером № границы которого учтены в ЕГРН. На схеме № отображены границы земельного участка с кадастровым номером № без пересечения границ смежных участков, но проектируемая граница и площадь участка определены с учетом включения теплотрассы в границы данного участка и необходимого для зон санитарной охраны отступа от котельной.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает заключение судебной экспертизы с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Ходатайство о назначении сторонами в ходе рассмотрения дела повторной экспертизы заявлено не было, обе стороны согласились с выводами заключения судебной экспертизы от 01.02.2023.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным оценивать заключение судебной экспертизы от 01.02.2023 по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.
Доказательств, ставящих под сомнение выводы судебной экспертизы от 01.02.2023, суду не представлено.
Таким образом, судом принимается названное заключение наряду с иными доказательствами, материалами, представленными в настоящее дела.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером №, а впоследствии и земельного участка с кадастровым номером № допущена ошибка в вычислении координат и площади, в частности, не учтены существовавшие на местности с 90-х гг. капитальные строения, принадлежащие ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник».
При этом Кудряшов А.С. при приобретении в январе 2022 года земельного участка с кадастровым номером №, согласно озвученным им пояснениям, участок осматривал, видел установленное ограждение, капитальные строения. Соответственно, действуя разумно и осмотрительно при оформлении сделки по приобретению участка, имеющего учтенные в ЕГРН координаты границ, Кудряшов А.С. мог установить нахождение на осматриваемом земельном участке спорных объектов капитального строительства до подписания договора, в том числе путем приглашения кадастрового инженера, услугами которого истец воспользовался, но лишь в июне 2022 года.
В свою очередь, установленная экспертом ошибка является препятствием для проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, исторически сложившихся на протяжении 15 лет и подтверждающих документами по отводу участка, в пределах которого расположены принадлежащие ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» объекты капитального строительства, в том числе сооружение теплотрассы, здание котельной, которые Кудряшов А.С. просит признать самовольными (теплотрассу) и самовольно реконструированными постройками (котельная), обязав ответчика демонтировав части данных объектов наряду с забором.
С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, поскольку иным способом, кроме как судебным решением восстановить нарушенные права собственника и пользователей объектов капитального строительства: теплотрассы и котельной, имеющих социальную значимость для жителей Красноярского сельского поселения, не представляется возможным, находит основания для удовлетворения встречных требований ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» в части признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №
При таких обстоятельствах, первоначальные исковые требования Кудряшов А.С. о признании сооружения теплотрассы самовольной постройкой; здания котельной самовольно реконструируемым; об обязании общество устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером № путем демонтажа ограждения (забора) и части объектов капитального строительства - сооружения теплотрассы и нежилого здания, подлежат оставлению без удовлетворения.
Также ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» просит внести в ГКН актуальные, уточненные координаты границ земельного участка с кадастровым номером № на основании схемы № к заключению судебной экспертизы от 01.02.2023, подготовленной экспертом Дыковой О.П.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
С учетом изложенного, суд полагает возможным установить границы земельного участка с кадастровым номером № по координатам, приведенным в схеме № к заключению судебной экспертизы от 01.02.2023, подготовленной Дыковой О.П.: №
При этом суд отклоняет доводы представителя Кудряшова А.С. о том, что ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» не обладает правами в отношении земельного участка, границы которого просит установить, обращая внимание на то, что в материалах дела имеются надлежащие доказательства в виде постановления администрации Омского муниципального района Омской области от 26.12.1996 №-п, подтверждающие предоставление (отвод) в порядке ранее действовавшей ст. 29 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером № муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Омского района (ГП ЖКХ «Облжилкомхоз») под строительство водозаборных сооружений, дочерним предприятием которого является ГУП «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» (в настоящее время АО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник»). В деле имеются документы налогового учета, согласно которым «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» оплачивает начисленный земельный налог в отношении указанного участка.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно требованиям статьи 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
С учетом собранных по делу доказательств, встречные исковые требования ОАО «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» о признании результатов межевания земельного участка недействительным, исключении сведений их ГКН, установлении границы земельного участка подлежат удовлетворению, первоначальные исковые требования Кудряшова А.С. - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
первоначальные исковые требования Кудряшов А.С. к открытому акционерному обществу «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, о признании самовольными и самовольно реконструируемыми постройками оставить без удовлетворения в полном объеме.
Уточненные встречные исковые требования открытого акционерного общества «Санаторий-профилакторий» «Коммунальник» к Кудряшов А.С. удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №
Установить координаты границ земельного участка с кадастровым номером № по координатам, приведенным в схеме № к заключению судебной экспертизы от 01.02.2023, подготовленной Дыковой О.П.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Ларина
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2023 года.