Хивский районный суд РД
судья Таибов Т.З.
№ дела в суде первой инстанции №
УИД05RS0№-36
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2023 г., по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконферец-связи жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление Хивского районного суда Республики Дагестан от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
<дата> участковым уполномоченным полиции ОМВД России по <адрес> ФИО3 составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Постановлением судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от <дата> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на его незаконность.
Письменных возражений относительно жалобы не поступило.
В суде апелляционной инстанции лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Из представленных материалов усматривается, что ФИО1, <дата> 18 час. 30 мин., находясь в нетрезвом состоянии, в <адрес> возле парка «Победа», во время празднования праздника «Эбелцан», нарушил общественный порядок, выразившийся с его стороны в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественном месте, то есть оскорблял односельчан.
Данные обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении <адрес> от <дата>, явились основанием для привлечения судьей районного суда ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Из части 1 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
Таким образом, в силу приведенного выше правового регулирования, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из протокола об административном правонарушении (л.д. 5), усматривается, что в соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей подпись ФИО1 отсутствует.
В нем, в нарушение требований части 5 статьи 28.2 КоАП РФ, отсутствует и соответствующая запись должностного лица административного органа об отказе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в учинении подписи об этом.
При этом, в материалах дела отсутствуют и сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении по месту жительства ФИО1
Как также следует из материалов дела, из просмотренной судом апелляционной инстанции видеозаписи, приобщенной к представленному материалу об административном правонарушении, в нем должностным лицом предлагается ФИО1 учинить подпись в оформленном им по факту совершения Исмаиловым И.Г. административного правонарушения объяснении, а также ему предлагается пройти медицинское освидетельствование, от учинения и прохождения которых он отказался.
При этом, из видеозаписи не следует, что должностным лицом административного органа были разъяснены ФИО1 его права и обязанности, что ему предлагалось ознакомиться и учинить свою подпись об этом и с составленными в отношении него протоколами об административном правонарушении, о доставлении лица, совершившего административное правонарушении, об административном задержании.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда от <дата> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, а также должностных лиц, вынесших постановление по делу об административном правонарушении для выяснения возникших вопросов.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание, для выяснения возникших вопросов, в том числе о соблюдении при рассмотрении дела положений статьи 29.7 КоАП РФ, не вызывался и судьей не допрашивался.
В соответствии с ч. 5 ст. 27.3 и ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ, задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
Как следует из материалов дела, в протоколах № о доставлении лица, совершившего административное правонарушении (л.д.11), и № об административном задержании (л.д.16), от <дата> в графе о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, подпись ФИО1 также отсутствует, при этом соответствующие записи об отказе доставленного и задержанного лица подписать данные процессуальные документы должностным лицом административного органа запись об этом также не учинена.
Свидетели, а также понятые, участвовавшие при оформлении указанных процессуальных документов, судьей районного суда также не вызывались и по данному факту не опрашивались.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При этом, из решения судьи районного суда не следует, что указанные недостатки не могли быть устранены при рассмотрении жалобы заявителя в порядке статьи 30.6 КоАП РФ.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении жалобы ФИО1 судьей районного суда были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие ему объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от <дата> подлежит отмене, а дело по жалобе ФИО1, - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь 30.6-, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Хивского районного суда Республики Дагестан от 13 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан ФИО4