Судья Щиканов А.В.
Дело № 12-27/2022 «А» (71-129/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
29 сентября 2022 года г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Папулова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Леоновой М.Ю. на постановление должностного лица административного органа от 30.06.2022, решение судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 22.08.2022, вынесенных в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леоновой М.Ю., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Ч. от 30.06.2022 должностное лицо – глава администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее – администрация МО «Октябрьский муниципальный район», администрация) Леонова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от 22.08.2022 постановление должностного лица административного органа от 30.06.2022 оставлено без изменения, жалоба Леоновой М.Ю. – без удовлетворения.
В жалобе на данное решение глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леонова М.Ю. просит постановление должностного лица административного органа от 30.06.2022 и решение районного суда от 22.08.2022 отменить, производство по делу прекратить.
Мотивируя жалобу, указала, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о принятии всех зависящих от нее мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный срок, не связано с уклонением от обязанностей по исполнению исполнительного документа, а обусловлено особенностями бюджетного финансирования.
Орган местного самоуправления может организовать работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости только после получения проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение экспертизы. Учитывая процедурные вопросы, связанные с осуществлением всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований неимущественного характера, в данном случае явно недостаточный.
В судебное заседание Леонова М.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу пункта 2 названной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом ЕАО по делу № 2-797/2015 «А» 03.12.2015, в ОСП по Октябрьскому району 27.01.2016 возбуждено исполнительное производство № <...>-ИП в отношении должника – администрации МО «Октябрьский муниципальный район». Предмет исполнения – возложить на администрацию МО «Октябрьский муниципальный район» ЕАО обязанность в срок до 01.10.2016 обеспечить организацию работ по строительству теплотрассы от котельной «Амурской» до котельной «Центральная» с. Амурзет с реконструкцией котельной «Центральная».
Должнику установлен срок до 01.10.2016 для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Поскольку указанные в исполнительном листе требования в установленный для добровольного исполнения срок выполнены не были, 08.02.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.06.2022 администрации МО «Октябрьский муниципальный район» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 28.06.2022.
Невыполнение в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, повлекло составление 29.06.2022 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и привлечение должностного лица – главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леоновой М.Ю. 30.06.2022 к административной ответственности по указанной норме.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении исполнительного производства от 27.01.2016, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 08.02.2017, постановлением о назначении нового срока исполнения от 21.06.2022, протоколом об административном правонарушении от 29.06.2022 и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Октябрьскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что Леоновой М.Ю. не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм законодательства об исполнительном производстве, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, посягает на институты государственной власти, его объективная сторона состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица – главы администрации Леоновой М.Ю. подтверждены совокупностью исследованных административным органом доказательств, дополнительно проверенных судьёй районного суда, получивших оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении на основании статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения.
Должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что Леоновой М.Ю. не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры, отвечающие принципам достаточности и эффективности (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При этом принятые меры – направление писем о включении в государственную программу Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО на 2020-2025 годы», утвержденную постановлением правительства ЕАО от 08.04.2020, мероприятий на 2022 год, в том числе, строительство модульной котельной «Амурская» в с. Амурзет, капитальный ремонт котельной «Центральная» с. Амурзет, оказались недостаточными для своевременного исполнения решения суда.
Подлежат отклонению доводы жалобы о том, что установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований неимущественного характера, в данном случае явно недостаточный.
Так, сведений о том, что должник, полагая, что решение суда не может быть исполнено в установленные сроки, обращался с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, в деле не имеется.
Кроме того, решением районного суда от 03.12.2015, вступившим в законную силу 12.01.2016, установлен срок для исполнения администрацией возложенных на нее обязанностей – 01.10.2016. При этом письма о недостаточности финансирования и необходимости включения указанных в решении мероприятий в государственную программу Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в ЕАО на 2020-2025 годы» направлялись в уполномоченные органы в 2021-2022 годах.
Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование не является безусловным основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
Совершенное административное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Протокол об административном правонарушении от 29.06.2022 и постановление от 30.06.2022 в отношении главы администрации Леоновой М.Ю. соответствуют требованиям КоАП РФ, вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с их компетенцией, предусмотренных законодательством, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ для должностного лица, в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2- 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Ч. от 30.06.2022, решение судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 22.08.2022, вынесенные в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леоновой М.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Леоновой М.Ю. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова