Дело №г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года <адрес>
Назрановский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Ярыжева А.Б.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ ФИО3, действующей на основании доверенности №Е-06-03/8671 от 10.05.2023г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании действий незаконными, возобновлении досрочной страховой пенсии и перерасчете размера пенсионных выплат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С января 2023 года ГУ-Отделением Социального фонда России по Республики Ингушетия ему уменьшена выплата страховой пенсии. Из ответа на его обращение ГУ-ОСФР по РИ следует, что в ходе проведенной проверки в январе 2023 года размер его страховой пенсии был перечислен в сторону уменьшения, до подтверждения факта выдачи справок о заработной плате. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионных выплат от органов СФР составляет 16 854,99 руб., а на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты составлял 22852,69 руб. Просит признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика выплачивать полагающуюся ему пенсию в установленном размере с момента первоначальных выплат в размере 22852,69 руб., и обязать произвести перерасчет с момента уменьшения размера пенсионных выплат. В обоснование своих требований истец указал, что он является лицом, имеющим право на установление страховой пенсии, что подтверждается письменными доказательствами.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнил заявленные требования и просил признать незаконным и отменить решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе ФИО1 в установлении пенсии, включить период его работы на Орджоникидзевском кирпичном заводе в качестве закатчика с апреля 1967 года по ДД.ММ.ГГГГ; служба в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРСе НГДУ Старогрознефть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возобновить выплату досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии. Дополнительно пояснил, что в случае отсутствия или неполноты представленных им сведений или документов для назначения пенсии, уполномоченные лица пенсионного фонда должны были направить соответствующие запросы в государственные органы или организации, располагающие данными документами или сведениями. Не имея на то законных оснований, ответчик отказал ему в назначении страховой пенсии. Просил признать действия незаконными, возобновить досрочную страховую пенсию и произвести перерасчет размера пенсионных выплат.
Представитель отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО3 просила отказать в удовлетворении требований истца, поскольку в ходе проведенной сплошной проверки было установлено, что у ФИО1 отсутствовало право для назначения пенсии, по основаниям, указанным в возражениях на иск.
Представитель отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> участия в судебном заседании не принял.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «гражданам, которые указаны в ч. 1 ст.8, п. 19-21 ч.1 ст.30, п.6 ч.1 ст.32 закона № 400-ФЗ и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков», т. е. в 2021 году право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 61 год и 6 месяцев и 56 лет и 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч.2 ст. 35 Закона № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к Закону № 400-ФЗ. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, т. е. необходимая продолжительность страхового стажа в 2021 году (год достижения заявителем возраста 61 год и 6 месяцев) - 12 лет.
Согласно ч.2 и ч.3 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют граждане, имеющие не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст.35 Закона № 400-ФЗ, в 2021 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет 12 лет. Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 21.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.13 Закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом №, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с Законом №.
При назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 учтены периоды военной службы, работы и иной деятельности, что подтверждается письменными доказательствами, а именно:
- справка от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ФИО1 работал на Орджоникидзевском кирпичном заводе в качестве закатчика с апреля 1967 года по ДД.ММ.ГГГГ;
- справка из <адрес> военного комиссариата Чечено- Ингушской АССР от ДД.ММ.ГГГГ №, о том, что ФИО1 был призван в ряды Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- справка от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ФИО1 работал в ОРСе НГДУ Старогрознефть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки РГБУ «Гани РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ за №-Х, усматривается, что документы по начислению заработной платы не сохранились, в архив не сдавались.
Вышеуказанные периоды были учтены в страховой и общий стаж ФИО1 для назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» учтены периоды работы (учебы, иные периоды), согласно трудовой книжке и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Как усматривается из письменных возражений Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> с января 2023 года ФИО1 прекратили выплату пенсии на основании того, что нет обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, нет достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, в связи с чем у него отсутствует право на получение досрочной пенсии.
Таким образом, в общий и страховой стаж ФИО1 не засчитан период работы: на Орджоникидзевском кирпичном заводе в качестве закатчика с апреля 1967 года по ДД.ММ.ГГГГ; служба в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРСе НГДУ Старогрознефть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства заставили усомниться в работе истца за весь оспариваемый период.
Вместе с тем, в трудовой книжке ФИО1 имеются соответствующие записи о принятии на работу и об увольнении, сделанные сотрудниками отделами кадров работодателя.
В силу статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 1).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 названного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ К 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ “О страховых пенсиях", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях) является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федеральное закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто нс может быть основанием для умаления достоинства личности, В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных нрав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018г. 10-П).
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Как следует из материалов дела, трудовые книжки истца ФИО1 в части подтверждения трудового стажа, соответствуют Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, и была принята ответчиком для назначения ему пенсии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что досрочная трудовая пенсия была назначена ФИО1 на основании представленных документов, достоверность которых проверялась ответчиком, обстоятельства его работы в спорный период нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не опровергнуты.
Доводы представителя ответчика, о том, что основанием для прекращения выплаты пенсии является неподтверждение периода работы, что явилось основанием для прекращения выплаты пенсии, являются необоснованными, поскольку в материалах дела, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления истцом недостоверных сведений и документов.
Добросовестность действий ФИО1 презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что именно истец предоставил недостоверные сведения при назначении пенсии.
Согласно Постановлению Конституционного Суда 2-П от 29.01.2002г. для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона 173 от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п утвержден порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, согласно которому при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту его регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 указанного Порядка.
Согласно ст.ст. 8 и 1.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу части 1 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Истцом в материалы дела в обоснование подтверждения спорного периода предоставлены трудовые книжки, которые в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ являются основными доказательствами трудового стажа работника.
Решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> суд не может признать законным, поскольку согласно п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
Доводы истца о том, что указанные выше действия уполномоченными должностными лицами пенсионного фонда не были выполнены запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления, организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, не направлялись, суд считает обоснованными, поскольку представителем ответчика не были представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении ими требований «Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №п.
С учетом изложенного, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании действий незаконными, возобновлении досрочной страховой пенсии и произвести перерасчет размера пенсионных выплат удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе ФИО1 в установлении пенсии.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> включить период работы ФИО1 на Орджоникидзевском кирпичном заводе в качестве закатчика с апреля 1967 года по ДД.ММ.ГГГГ; служба в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРСе НГДУ Старогрознефть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возобновить ФИО1 выплату досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> произвести ФИО1 перерасчет размера досрочной страховой пенсии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Назрановский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья А.Б. Ярыжев