Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-382/2023 ~ М-364/2023 от 20.11.2023

Дело №2-382/2023

УИД 57RS0002-01-2023-000418-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года               пгт. Верховье

Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебова Т.В., с участием помощника прокурора Верховского района Орловской области Прохоровой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах ТНА к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верховского района Орловской области в интересах ТНА обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Верховская ЦРБ») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Верховского района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями ТНА, в ходе которой было установлено, что ТНА находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с заболеванием <данные изъяты> и имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение. Лечащим врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» рекомендовано ТНА.: контроль гликемии 1 раз в день, таб. Метформин 850 мг по 1 таблетки 2 раза в день, таб. Дапаглифлозин 10 мг по 1 таблетки 1 раз в сутки, таб. Аллоглиптин 25 мг, 1 раз в сутки.

В информации, предоставленной ГУП ОО «Орелфармация», БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» установлено, что рецепт на имя ТНА серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ тест-полоски Акку-Чек Перформа, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23 форсига, таб.10 мг, находится на отсроченном исполнении.

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области ТНА лекарственными препаратами и медицинскими изделиями - тест-полосками для глюкометра не обеспечена, что нарушает ее права на своевременное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями – тест-полосками для глюкометра.

Также, в ходе проведенной проверки установлено, что согласно выписке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», ТНА за истекший период 2023 года БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», льготные рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия выписываются не в полном объеме.

Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» допущены нарушения права на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями пациента ТНА

Ссылаясь на ст.ст.7,41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», прокурор Верховского района Орловской области просит суд обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов ТНА на лекарственные препараты по МНН метформин, аллоглиптин, дапаглифлозин и изделиями медицинского назначения – тест-полосками для глюкометра в соответствии с назначенной схемой лечения; обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать ТНА лекарственными препаратами по МНН: метформин, аллоглиптин, дапаглифлозин и изделиями медицинского назначения – тест-полосками для глюкометра в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Определением от 25.12.2023г. прекращено производство по делу в части исковых требований к БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в части своевременности выписки рецептов на лекарственные препараты.

В судебном заседании помощник прокурора Верховского района Орловской области Прохорова О.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Истец ТНА исковые требования поддержала, пояснив, что с октября 2023 года не получает льготные лекарственные препараты и медицинские изделия, мотивируя тем, что для получения лекарств и медицинских изделий на льготных условиях необходимо отказаться от ежемесячных денежных выплат в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что поскольку рецепт был выдан, он должен быть обслужен.

Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области, в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, представив суду письменные возражения на исковые требования, указав, что статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Пунктом «б» части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2023 года - № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» перечень категорий граждан, предусмотренный статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», дополнен категорией лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан. Согласно статье 3 Федерального закона № 342-Ф3 положения, предусматривающие дополнение категорий граждан, имеющих право на набор социальных услуг, включая лекарственное обеспечение, лицами, подвергшимися воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан, вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона № 342-Ф3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС куда входит, в том числе пгт.Верховье района Орловской области. Считают, что ТНА, как постоянно проживающая на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в связи с чем правовые основания для возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области по обеспечению ТНА лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отсутствуют, а также отсутствует информация об обращении истца в отделение Социального Фонда по месту регистрации для получения набора социальных услуг.

Представитель третьего лица – Департамента Финансов Орловской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, заявлений не направили.

Представитель третьего лица – директор ГУП Орловской области «Орелформация» Дубовик Т.А. направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора Верховского района Орловской области Прохорову О.В., истца ТНА, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011
№ 323-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.1,2 чт.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ)

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

Кроме того, в состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 данного Закона установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств гражданам, в том числе инвалидам и при заболевании «Диабет» граждане имеют право на льготное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со статьей 26.3.1 вышеуказанного закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно статье 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В целях реализации мероприятий федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 06.05.2020 № 340 утверждено Положение о бесплатном лекарственном обеспечении при амбулаторном лечении лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, находящихся под диспансерным наблюдением, в соответствии с п.12 которого Департамент здравоохранения Орловской области на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку на необходимые лекарственные препараты и организует осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека ».

В судебном заседании установлено, что ТНА находится на диспансерном наблюдении у врача-терапевта БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с заболеванием сахарный диабет 2 типа, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2023 г., имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, медицинских изделий (л.д.6-7,12).

Истец относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая помощь в виде социальной услуги по обеспечению по рецептам необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и изделиями медицинского назначения в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со справкой БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» ТНА рекомендовано контроль гликемии 1 раз в день, таб. Метформин 850 мг по 1 таблетки 2 раза в день, таб. Дапаглифлозин 10 мг по 1 таблетки 1 раз в сутки, таб. Аллоглиптин 25 мг, 1 раз в сутки. (л.д.12).

По информации, предоставленной ГУП ОО «Орелфармация», БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» установлено, что рецепт на имя ТНА серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ тест-полоски Акку-Чек Перформа, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23 форсига, таб.10 мг, находится на отсроченном исполнении (л.д.6-8)

Лекарственные препараты по МНН Метформин, Дапаглифлозин, Аллоглиптин входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Согласно копиям выписанных рецептов и сведениям БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» ТНА выписаны рецепты серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ на тест-полоски Акку-Чек Перформа, , серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, , серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, , серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, , серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, , серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, , серии 54-23 форсига, таб.10 мг, (л.д.13-16).

Из журнала обеспечения льготника следует, что рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ тест-полоски Акку-Чек Перформа, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-22 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ форсига, таб.10 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ, рецепт серии 54-23 от ДД.ММ.ГГГГ випидия, таб.25 мг, аннулирован ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ серии 54-23 форсига, таб.10 мг, (л.д.20-21).

По сообщению ОСФР по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ ТНА с ДД.ММ.ГГГГ предоставляется социальная услуга, предусмотренная п.2 ч.1. ст.6.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (бесплатный проезд) на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Выплата ЕДВ осуществляется за минусом стоимости указанной услуги. С ДД.ММ.ГГГГ ТНА будет предоставляться социальная услуга, предусмотренная п.1.1 ч.1 ст.6.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ - санаторно-курортное лечение в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о предоставлении социальной услуги – обеспечение лекарственными препаратами ТНА не обращалась и получала ЕДВ в денежном выражении (л.д.56-57).

В соответствии с пунктом 1.16 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 (ред. от 24.11.2021) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881.

В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: уполномоченная фармацевтическая организация; бюджетные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области; бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Медицинский информационно-аналитический центр».

При этом, именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.

Судом установлено, что ТНА была исключена из федерального регистра лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами (л.д.19), а по выданным рецептам не была своевременно и должным образом обеспечена необходимыми ей по медицинским показаниям лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.

Довод представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению ТНА лекарственными препаратами ввиду того, что последняя относится к категории граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета, суд считает не состоятельным по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан (пункт 10 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Истец относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Вместе с тем, наличие у ТНА права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренного пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, не влияет на реализацию ею права на получение бесплатно лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, относящихся к жизненно необходимым, гарантированного Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым лекарственные препараты по МНН Метформин, Дапаглифлозин, Аллоглиптин и средства медицинского назначения – тест-полоски отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и медицинских изделий, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.

Необеспечение ТНА своевременно лекарственными препаратами нарушает её право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Верховского района Орловской области в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах ТНА к Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать ТНА лекарственными препаратами по МНН: метформин, аллоглиптин, дапаглифлозин и изделиями медицинского назначения – тест-полосками для глюкометра в необходимом количестве, вплоть до отмены лекарственных препаратов и медицинских изделий лечащим врачом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 09 января 2024 года.

Председательствующий Т.В. Глебова

2-382/2023 ~ М-364/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верховского района
Толмачева Надежда Андреевна
Ответчики
БУЗ ОО " Верховская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
ГУП Орловской области " Орелфармация"
Суд
Верховский районный суд Орловcкой области
Судья
Глебова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
verhovsky--orl.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Подготовка дела (собеседование)
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
27.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее