Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1324/2024 (2-5872/2023;) от 13.12.2023

77RS0002-02-2023-001089-04

Дело № 2-1324/2024 (2-5872/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2024 года г.Н.Новгород

Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Гороховой А.П., при секретаре Кудриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности

У С Т А Н О В И Л :

Владимирский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором просил обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,

возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные пороги» в лице Горьковской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги» (<адрес>) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда В законную силу:

- обязанность по оснащению железнодорожного вокзала <адрес> Горьковской железной дороги техническими средствами обеспечения транспортной безопасност^ отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ* обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границ; зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней, ?

обязанность разработать и. представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры жезнодорожного вокзала <адрес> Горьковской железной дороги,

- обязанность по образованию и (или) привлечению для защиты объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности на железнодорожные вокзалы <адрес> Горьковской железной дороги.

В обоснование заявленных требований Владимирский транспортный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в Горьковской дирекции пассажирских обустройств - Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД». ДД.ММ.ГГГГ начальнику Горьковской дирекции пассажирских обустройств внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которые не были устранены. В силу требований действующего законодательства ОАО «РЖД» в лице Горьковской дирекции пассажирских обустройств, являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных вокзалов, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» Касимова Н.С. исковые требования не признала, в удовлетворении требований прокурора просила отказать в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Ленинского районного суда г. Н.Новгорода leninsky.nnov@sudrf.ru. С учетом мнения других участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу ст.167 ГПК РФ не является препятствием к разбирательству дела.

Заслушав присутствующих, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения по обеспечению состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства урегулированы Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон № 16-ФЗ).

Согласно п.10 ст.1 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Частью 1 ст.4 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст.1 Закона № 16-ФЗ).

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.8 Закона № 16-ФЗ).

Во исполнение положений Закона № 16-ФЗ постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Требования ), а также постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее Требования ).

В судебном заседании установлено, и из материалов дела следует, что указанные в иске железнодорожные вокзалы на станциях <адрес> являются объектами транспортной инфраструктуры, собственником которых является ОАО «РЖД», которое в соответствии с Требованиями , Требованиями обязано обеспечивать транспортную безопасность на указанных объектах.

Подпунктом «е» пункта 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта.

Исходя из представленных ответчиком доказательств следует, что план обеспечения транспортной безопасности по железнодорожному вокзалу на станции <адрес> разработан и направлен ответчиком руководителю Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, что подтверждается письмом Горьковской дирекции пассажирских обустройств от ДД.ММ.ГГГГ /ГОРЬКДПО/ДСП (зарегистрировано Приволжским территориальным управлением ФАЖТ вх.ДСП от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку обязанность, предусмотренная подпунктом «е» пункта 5 Требований , исполнена ответчиком добровольно, заявленное прокурором требование не подлежит удовлетворению.

Подпунктом «в» пункта 6 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Правительство РФ (единственный учредитель ОАО «РЖД») определяет приоритетные направления развития и деятельности компании как стратегически важной отрасли, формируя и утверждая программу развития, в том числе и в вопросах обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч.2 ст.13 Закона № 16-ФЗ реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

К техническим средствам обеспечения транспортной безопасности отнесены системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности (ч.8 ст.12.2 Закона № 16-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.13 Закона № 16-ФЗ Правительством РФ утверждено распоряжение от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании».

Исходя из содержания указанного распоряжения, железнодорожный вокзал на станции <адрес> подлежит оснащению на пятом этапе, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Подход законодателя, изложенный в Законе № 16-ФЗ, распоряжении Правительства РФ от 21.04.2022 № 974-р свидетельствует о том, что законодательство о транспортной безопасности не требует одномоментного исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности по всем объектам. Законодатель установил для ОАО «РЖД» специальные условия оснащения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, определив, что сроки оснащения устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, требования прокурора не подлежат удовлетворению, заявлены до момента реального нарушения закона, поскольку срок для оснащения железнодорожного вокзала на станции <адрес> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности еще не наступил.

Подпунктом «в» пункта 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» заключен договор , в соответствии с которым заказчик (ОАО «РЖД») поручает, а исполнитель (ООО «Гранд-Сервис») в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ принимает на себя обязательства оказания услуг по обеспечению устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО «РЖД» от противоправных (неправомерных) действий (бездействий), угрожающих деятельности транспортного комплекса. Под обеспечением устойчивого функционирования транспортного комплекса ОАО «РЖД» от противоправных (неправомерных) действий (бездействий), угрожающих деятельности транспортного комплекса, понимается защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Срок начала оказания услуг – с даты подписания договора, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с приложением к договору услуги оказываются на объекте: железнодорожный вокзал на станции <адрес>. Договор является действующим, сроки действия договора и услуг не окончены.

Поскольку обязанность в части привлечения подразделений транспортной безопасности для защиты железнодорожного вокзала станции <адрес> исполнена ответчиком добровольно, заявленное прокурором требование в указанной части не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в нарушение подпункта «в» пункта 5 Требований на железнодорожном вокзале станции <адрес> не образованы (не сформированы) и (или) не привлечены подразделения транспортной безопасности.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения указанных требований, пояснила, что требуется время для исполнения требований в области обеспечения транспортной безопасности, что обусловлено наличием объективных и определенных законом факторов (большое количество объектов на балансе ОАО «РЖД», существенные финансовые затраты, возможность выполнения подразделениями транспортной безопасности обязанностей по проведению осмотра, досмотра, наблюдения только на объектах, оснащенных техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, поэтапное оснащение техническими средствами объектов ОАО «РЖД», оснащение железнодорожного вокзала на станции <адрес> не ранее ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из фактических обстоятельств дела и характера тех действий, к совершению которых ответчик был обязан, суд считает необходимым удовлетворить требования и установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено:

- до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу сформировать либо привлечь подразделения транспортной безопасности на железнодорожный вокзал станции <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Владимирского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности удовлетворить частично.

Возложить на ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, КПП: 770801001,ОГРН: 1037739877295) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ сформировать либо привлечь подразделения транспортной безопасности на железнодорожный вокзал станции Гороховец.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.П. Горохова

2-1324/2024 (2-5872/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Владимирский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Горохова А.П.
Дело на сайте суда
leninsky--nnov.sudrf.ru
13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.12.2023Передача материалов судье
13.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2024Предварительное судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее