Дело № 12-14/2023
УИД 41RS0009-01-2023-000324-65
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
п. Усть-Камчатск Камчатского края 14 декабря 2023 года
Судья Усть-Камчатского районного суда Камчатского края Валеев М.Р., рассмотрев жалобу Попова С.С. на постановление военного комиссара Усть-Камчатского и Алеутского районов ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Попова С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
установил:
постановлением постановление военного комиссара Усть-Камчатского и Алеутского районов ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от ДД.ММ.ГГГГ Попов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Попов С.С. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела он извещен не был. Фактически протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, определение о назначении рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ и постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ ему были вручены сотрудницей военного комиссариата ДД.ММ.ГГГГ, которая указала ему поставить на соответствующих документах даты задним числом. Простит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Попов С.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не прибыл, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Военный комиссар Усть-Камчатского и Алеутского районов ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Протокол судебного заседания при рассмотрении дела не велся.
Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья проверяет дело в полном объеме независимо от доводов жалобы.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 404-ФЗ) наступает за неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет и влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из разъяснений, изложенных в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании постановлением военного комиссара Усть-Камчатского и Алеутского районов ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от ДД.ММ.ГГГГ Попов С.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ.
Согласно постановлению Попов С.С. после исполнения 27-летнего возраста на воинском учете не состоял более 8 лет 10 месяцев. Своими действиями Попов С.С. нарушил требования ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а именно не исполнил обязанности по воинскому учету.
Наряду с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, представлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Попов С.С. нарушил правила воинского учета, в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ.
Между тем, в нарушение ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не в полном объеме описано событие административного правонарушения, а именно не указано, в чем именно выразилось нарушение Поповым С.С. правил воинского учета, учитывая, что частью 1 статьи 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет.
Кроме того, в протоколе не указаны место и время совершения административного правонарушения.
Учитывая, что в силу ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ составляет 3 года, установление времени совершения административного правонарушения имеет важное значение.
Изложенные недостатки протокола являются существенным, поскольку исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ именно протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое этому лицу обвинение, а отсутствие необходимых сведений в указанном процессуальном документе нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, знать в чем именно он обвиняется, то есть нарушается право указанного лица на защиту.
Выявленные недостатки протокола не могли быть восполнены при рассмотрении дела военным комиссаром Усть-Камчатского и Алеутского районов, что исключало возможность проверки обоснованности вмененного деяния и принятия законного и обоснованного решения по делу, и поэтому, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, наличие таких недостатков протокола являлось основанием для принятия решения при подготовке дела к рассмотрению о возвращении протокола должностному лицу, его составившему, для устранения указанных недостатков.
Однако в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку согласно ст. 29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
По смыслу положений ст.ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Данное дело было принято военным комиссаром Усть-Камчатского и Алеутского районов к производству, рассмотрено по существу, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении необходимых сведений, а именно, не указание места, даты и времени совершения административного правонарушения, не описание события административного правонарушения, вменяемого Попову С.С., влечет признание данного доказательства недопустимым по настоящему делу, в связи с чем в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.
Кроме того, как следует из обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо указало о нарушении Поповым С.С. требований ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Между тем, протокол об административном правонарушении ссылок на нарушение Поповым С.С. указанных требований закона не содержит.
Изложенное свидетельствует об увеличении объема обвинения, и, следовательно, о нарушении права привлекаемого лица на защиту, что недопустимо.
Таким образом, из установленных обстоятельств по делу следует, что административным органом в ходе рассмотрения дела не в полном объеме выполнены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, в силу которых задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, поскольку протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ признан недопустимым доказательством, в связи с чем он подлежит исключению из числа доказательств, при этом возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков на данной стадии утрачена, а имеющаяся в материалах совокупность доказательств недостаточна и не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Попова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, то постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Доводы жалобы о том, что Попов С.С. не был своевременно извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела, не нашли своего подтверждения, опровергаются представленными материалами дела, о чем свидетельствуют подписи Попова С.С. в процессуальных документах.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление военного комиссара Усть-Камчатского и Алеутского районов ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, в отношении Попова С.С. – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Камчатский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Р. Валеев