Решение по делу № 2-5535/2022 ~ М-3893/2022 от 31.05.2022

Производство № 2-5535/2022

УИД 28RS0004-01-2022-005899-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    26 июля 2022 года    город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующий судья Кастрюков Д.В.,

при секретаре Толостобовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Благовещенска к специализированному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация города Благовещенска обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Благовещенского городского суда Амурской области от 23 марта 2018 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить ЕО жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору специализированного найма жилого помещения.

24 января 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 1914/22/28025-ИП.

10 марта 2022 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением судебного акта.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 02 декабря 2021 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить АА. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору специализированного найма жилого помещения.

02 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 2702/22/28025-ИП.

10 марта 2022 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением судебного акта.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 05 марта 2022 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить МЕ жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору специализированного найма жилого помещения.

01 апреля 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 9018/22/28025-ИП.

29 апреля 2022 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением судебного акта.

Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении судебных решений, поскольку с момента возбуждения исполнительных производств органом местного самоуправления предпринимались все меры к исполнению требований исполнительных документов.

На основании изложенного просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № 1914/22/28025-ИП, № 2702/22/28025-ИП, № 9018/22/28025-ИП, возбужденным по исполнительным листам, выданным Благовещенским городским судом по делам № 2-1066/2018, № 2-8414/2021, № 2-1395/2022.

В судебное заседание не явились представитель истца администрации г. Благовещенска, представители ответчиков Специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, третьи лица судебные приставы- исполнители Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области АА и ИА., ЕО, АА, МЕ О времени и месте судебного разбирательства извещались надлежаще в соответствии с требованиями ст.ст. 113, 116, 118 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ст. 35, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 19 января 2018 года по гражданскому делу № 2-1066/2018 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить ЕО жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору специализированного найма жилого помещения.

Решение вступило в законную силу 23 марта 2018 года.

24 января 2021 года судебным приставом-исполнителем СОСП по ИОВИД УФССП по Амурской области АА возбуждено исполнительное производство № 1914/22/28025-ИП.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 03 марта 2022 года вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 28 октября 2021 года по гражданскому делу № 2-8414/2021 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить АА жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору специализированного найма жилого помещения.

Решение вступило в законную силу 02 декабря 2021 года.

02 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем СОСП по ИОВИД УФССП по Амурской области ИА возбуждено исполнительное производство № 2702/22/28025-ИП.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 03 марта 2022 года вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 01 февраля 2022 года по гражданскому делу № 2-1395/2022 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить МЕ жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору специализированного найма жилого помещения.

Решение вступило в законную силу 05 марта 2022 года.

18 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем СОСП по ИОВИД УФССП по Амурской области АА возбуждено исполнительное производство № 9018/22/28025-ИП.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 25 апреля 2022 года вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительских сборов по вышеуказанным исполнительным производствам, полагая, что в неисполнении судебных решений отсутствуют его виновные действия.

Рассматривая дело в пределах требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.

Давая оценку приведенным доводам, суд исходит из следующего.

Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).

Согласно пункту 17 указанного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Приобретение жилья происходит путем заключения муниципального контракта на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из представленных истцом доказательств усматривается, что в 2021 году администрацией города Благовещенска предоставлено 15 жилых помещений детям-сиротам по судебным актам, вынесенных в сентябре, декабре 2015 года, январе 2016 года, из которых пять жилых помещений были приобретены с помощью электронных аукционов н вторичном рынке жилья, 10 жилых помещений представлены из муниципального имущества г. Благовещенска, то есть ранее, чем по искам ЕО, АА, МЕ

По состоянию на 02 марта 2021 года на исполнении у администрации города Благовещенска находилось 375 судебных актов по предоставлению детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, из них вынесенных по 22 июля 2016 года – 59.

Согласно Закону Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенск предусмотрены денежные средства на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей.

Администрацией города Благовещенска неоднократно запрашивалось дополнительное финансирование для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Однако вопрос дополнительного финансирования не решен.

В соответствии с Законом Амурской области от 12 декабря 2019 года № 449-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию город Благовещенск предусмотрены денежные средства на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в размере 64 480 218 рублей, исходя из стоимости одного квадратного метра в размере 57 469 рублей, что значительно ниже средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения сложившейся на рынке недвижимости в городе Благовещенске.

В адрес министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области администрацией города Благовещенска неоднократно направлялись письма о необходимости выделения дополнительных денежных средств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей – сирот в соответствии с имеющейся потребностью, поскольку среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади благоустроенного жилого помещения на рынке жилья значительно превышала норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений (квартир) детям-сиротам, а также о рассмотрении возможности увеличения норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений (квартир) детям-сиротам.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии мер для исполнения судебных актов администрацией города Благовещенска, действующей в пределах своей компетенции, а также ресурсной, в том числе финансовой обеспеченности.

Следует учитывать, что администрация города Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств.

При указанных обстоятельствах, связанных с порядком исполнения решения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации города Благовещенска, а также отсутствие необходимого объема финансирования уже не предусматривают возможности исполнить судебные решения в установленный в постановлениях о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Таким образом, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения требований исполнительных документов по вине должника, которые можно расценивать как бездействие по неисполнению судебных решений, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 1914/22/28025-ИП от 24 января 2022 года, № 2702/22/28025-ИП от 02 февраля 2022 года, № 9018/22/28025-ИП от 01 апреля 2022 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление администрации города Благовещенска удовлетворить.

Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № 1914/22/28025-ИП возбужденного 24 января 2022 года, № 2702/22/28025-ИП возбужденного 02 февраля 2022 года, № 9018/22/28025-ИП, возбужденного 01 апреля 2022 года судебными приставами-исполнителями Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области АА и ИА по исполнительным листам, выданным Благовещенским городским судом Амурской области по делам № 2-1066/2018, № 2-8414/2021, № 2-1395/2022.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий судья    Д.В. Кастрюков

Решение в окончательной форме составлено 26.07.2022 года

1версия для печати

2-5535/2022 ~ М-3893/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Благовещенска
Ответчики
специализированное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области
Другие
СПИ СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области Ломакин А.А.
Сидор Максим Евгеньевич
Попов Евгений Олегович
Янченко Анастасия Александровна
СПИ СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области Новокрещенов И.А.
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Кастрюков Д.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
31.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2022Передача материалов судье
03.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2023Дело оформлено
20.04.2023Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее