75RS0029-01-2023-000991-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2023 года г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края,
в составе председательствующего - судьи Быковой Ю.В.,
при секретаре Дунаевой Е.В.,
с участием представителя процессуального истца – заместителя прокурора Нерчинского района Забайкальского края Рыжинской Е.В.,
истца Рачкаускене В.А.,
представителя ответчика ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» Пинаевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-418/2023
по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Рачкаускене Е.А. к Государственному учреждению здравоохранения «Нерчинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании организовать ежемесячное обеспечение лекарственными препаратами,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Нерчинского района Рыжинская Е.В. обратилась в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами для лечения имеющегося заболевания, в ходе которой установлено следующее. Рачкаускене В.А. имеющая заболевание «--», *** перенесла инфаркт миокарда, до настоящего времени лекарственными средствами, предназначенными для лечения имеющегося у неё заболевания, не обеспечивается в полном объеме. В иске прокурор ссылается на ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
С учетом уточненных исковых требований прокурор просит суд обязать ГУЗ «Нерчинская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать ежемесячное в течении 2023 года обеспечение Рачкаускене Е.А. лекарственными средствами «метопролол пролонгирующего действия», «аторвастатин», «ацетилсалициловая кислота», «клопидогрел, калия и магния аспарант» с учетом рецепта для лечения.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Рыжинская Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, дополнений не имела.
В судебном заседании Рачкаускене Е.А. исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» Пинаева Л.В. в судебном заседании пояснила, что обеспечение лекарственными препаратами пациента будет организовано в зависимости от исполнения своих обязательств Министерством здравоохранения Забайкальского края.
Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323-ФЗ).
В соответствие с п. 2 ст.9 Закон № 323-ФЗ органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст.4 ФЗ от 21.11.2011 № 323- ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Частями 1и 2 ст. 19 Закона № 323- ФЗ определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Указанный принцип в соответствии со ст. 8 Закона № 323- ФЗ обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно п. 5 ст. 10 Закона № 323- ФЗ определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Ст. 29 Закона № 323- ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 1, 2 ст. 37 Закона № 323- ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В силу п.1 ч.3 ст.80 Закона № 323- ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Из положений ст.81 Закона № 323- ФЗ следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 Закона № 323- ФЗ перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждения здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен инфаркт миокарда, для лечения которых предоставление всех необходимых лекарственных препаратов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств и средств диагностики.
Согласно п.14 ч.1 ст.16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Во исполнение указанных положений Закона № 323- ФЗ и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-33K «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту - Закон № 433-33K).
В силу ст.2 Закона № 433-33K, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
На основании ст.5 Закона № 433-ЗЗK, установленные данным законом меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Забайкальского края.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319 является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
К полномочиям Министерства Положением в том числе отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из названного выше нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан -при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Диагностированное у Рачкаускене Е.А. заболевание «--», в следствии перенесенного 09.12.2022 года инфаркта миокарда, относится к социально значимым, право на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323- ФЗ, Законом № 433-ЗЗK, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями. Исходя из медицинской документации при установленном заболевании Рачкаускене Е.А. врачом назначены лекарственные препараты: метопролол пролонгирующего действия», «аторвастатин», «ацетилсалициловая кислота», «клопидогрел, калия и магния аспарант»
В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в 2023 году Рачкаускене Е.А. не в полной мере обеспечивалась необходимыми лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное обеспечение Рачкаускене Е.А. в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения имеющихся заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 N 319 (ред. от 30.11.2021) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края" Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах охраны здоровья граждан;
К обязанностям Министерства исходя из п. 3 Положения о порядке организации работы Министерства здравоохранения Забайкальского края по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, утвержденного приказом Министерства от18.12.2019 N 37-П, в том числе отнесены определение финансовой квоты в разрезе программ ОНЛП, PЛO, программе обеспечения больных «орфанными» заболеваниями для каждой медицинской организации исходя из текущего финансирования; доведение до сведения медицинских организаций в разрезе программ ОНЛП, РЛО о финансовой квоте, формах, сроках и условиях подготовки заявки.
Факт обращения Рачкаускене В.А. в прокуратуру за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств, свидетельствует о нарушении ее прав на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами и средствами диагностики заболевания бесплатно в объеме, определяемом врачом.
Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии со ст.158 БК РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, то требование заместителя прокурора к Министерству здравоохранения о возложении обязанности по организации ежемесячного обеспечения материального истца жизненно необходимым лекарственным препаратом, следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, а также по формированию и изменению сводной бюджетной росписи вправе главный распорядитель бюджетных средств, согласно положениям ст.158 БК РФ.
Учитывая, что ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» является бюджетным учреждением, финансируется Министерством здравоохранения Забайкальского края, препараты предоставляются больнице, исходя из объёма выделенных денежных средств.
Доказательств надлежащего обеспечения лекарственными препаратами Рачкаускене Е.А. ответчиками суду не представлено.
Таким образом, не исполнение возложенных на Министерство здравоохранения Забайкальского края и ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» в рамках имеющихся полномочий на обеспечение лекарственными препаратами в 2023 году заявителя может поставить под угрозу ее жизнь и здоровье, таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.
При обращении с иском прокурор просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Частью 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в ходе судебного разбирательства, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Рачкаускене Е.А. к Государственному учреждению здравоохранения «Нерчинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края об обязании организовать ежемесячное обеспечение лекарственными препаратами -удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2023 финансовый год организовать обеспечение Рачкаускене Е.А. лекарственными средствами «метопролол пролонгирующего действия», «аторвастатин», «ацетилсалициловая кислота», «клопидогрел» «калия и магния аспарант» с учетом рецепта для лечения.
Обязать ГУЗ «Нерчинская ЦРБ» ежемесячно в течении 2023 года организовать обеспечение Рачкаускене Е.А. лекарственными средствами «метопролол пролонгирующего действия», «аторвастатин», «ацетилсалициловая кислота», «клопидогрел», «калия и магния аспарант» в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях, которых, не был разрешен судом.
Апелляционные жалобы подаются через Нерчинский районный суд Забайкальского края в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий,
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2023 года.