Судья Кропотова Т.Е. дело № 7п-16/2021 (7п-230/2020)
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 3 февраля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Балашова О.А. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Балашова О.А., родившегося <дата> в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2020 года Балашов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Балашов О.А. подал на него жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что биоматериалы были отобраны у него 17 сентября 2020 года в трехдневный срок со дня прибытия на территорию Российской Федерации. ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» отказалось проводить лабораторные исследования по причине отсутствия сведений об обращении за медицинской помощью по поводу ОРВИ и плановой госпитализации. Об этом стало известно только 21 сентября 2020 года, в этот же день произведена оплата и материалы, отобранные у него, были направлены на исследование в лабораторию, результаты получены 22 сентября 2020 года и размещены на сайте государственных услуг.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы Балашов О.А. не оспаривал наличие в его действиях состава правонарушения. С учетом обстоятельств дела просил признать правонарушение малозначительным, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ либо снизить назначенный штраф на основании пункта 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая его материальное положение, наличие на иждивении двух малолетних детей, неработающей супруги.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл И.Е.В. пояснила, что состав правонарушения в действиях Балашова О.А. имеется. Возможность применения по делу положений статьи 2.9 КоАП РФ либо пункта 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ оставила на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 10 Закона № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Марий Эл введен режим повышенной готовности и ограничительные мероприятия.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции 27 июля 2020 года) на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), возложена обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1) (пункт 2.2.).
Из материалов дела следует, что согласно заполненной Балашовым О.А. анкете для пребывающих авиарейсами в Российскую Федерацию для пересечения границы 15 сентября 2020 года он прибыл на территорию Российской Федерации из Турции на самолете <...>.
Балашов О.А. в установленный срок не выполнил требования пункта 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», а именно в течение трех календарных дней (не позднее 18 сентября 2020 года) со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел лабораторные исследования на COVID-19 методом ПЦР и не разместил информацию о результатах лабораторного исследования в ЕПГУ.
Согласно медицинской справке лабораторное исследование на COVID19 методом ПЦР Балашов О.А. прошел 21 сентября 2021 года в ГБУ Республики Марий Эл «РЦПБ СПИД и ИЗ», информацию о результатах лабораторного исследования в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www/gosuslugi.ru/394604/1), внес 22 сентября 2020 года.
В связи с указанными обстоятельствами 28 октября 2020 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в отношении Балашова О.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вынося обжалуемое постановление, судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Балашова О.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы Балашова О.А. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, были предметом проверки при рассмотрении дела об административном правонарушении, не опровергают вышеуказанные выводы судьи городского суда, поскольку приведенными положениями на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом, возложена обязанность в установленный срок пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о его результате, заполнив соответствующую форму, которую Балашов О.А. не исполнил в установленный срок. Процедура прохождения указанных исследований предметом рассмотрения настоящего дела не является, не свидетельствует об отсутствии в действиях Балашова О.А. состава административного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что не исполнению Балашовым О.А. обязанности по прохождению лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в установленный срок послужило наличие объективных причин.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При рассмотрении дела судья городского суда пришел к верному выводу об отсутствии признаков малозначительности совершенного Балашовым М.А. административного правонарушения и оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Частью 2.3 указанной статьи установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Принимая во внимание, что административное правонарушение совершено впервые, а административное наказание в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ имеет исключительно предупредительные цели, учитывая личность Балашова О.А., наличие на его иждивении двух несовершеннолетних детей, оценив, что он предпринимал меры по исполнению требований постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в установленный срок, нарушение имело место непродолжительный временной период, прихожу к выводу о возможности снижения размера административного штрафа, назначенного Балашову О.А., до минимально возможного в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, полагая, что для достижения предупредительных целей административного наказания, соответствия его принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, административное наказание в виде штрафа в размере 7 500 рублей в рассматриваемом случае будет являться достаточным.
При таких обстоятельствах постановление судьи городского суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Балашова О.А. изменить, снизить размер назначенного Балашову О.А. административного наказания в виде штрафа до 7500 (семи тысяч пятисот) рублей.
В остальной части вышеуказанное постановление судьи оставить без изменения, жалобу Балашова О.А. – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова