Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2238/2023 ~ М-1661/2023 от 05.05.2023

57RS0023-01-2023-002253-23

Дело № 2-2238/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2023 года                      г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

при ведении протокола секретарем Бархатовой Д.Р.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла в интересах Кузнецовой Любови Васильевны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заводского района г. Орла в интересах Кузнецовой <данные изъяты> обратился в суд к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями.

В обоснование требований указав, что прокурором по обращению Кузнецовой <данные изъяты> проведена проверка по вопросу ненадлежащего обеспечения лекарственным препаратом.

Проверкой установлено, что Кузнецова Любовь Васильевна является инвалидом 2 группы, состоит на учете в БУЗ ОО «Поликлиника № 3» с диагнозом «<данные изъяты>», является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов «<данные изъяты>», которыми в настоящее время она не обеспечен.

Просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Верижникова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.

Остальные участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).

Правоотношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее -Федеральный закон № 178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).

При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

В силу Указа Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей.

Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее -Постановление Правительства РФ № 890) утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам относятся граждане, страдающие онкологическими заболеваниями и неработающие инвалиды 2 группы.

В соответствии с указанным Перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

В ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 г. № 399 (далее - Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.

В соответствии с п. 5.7 Постановления, а также Порядком лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 26.11.2015 № 517, на Департамент здравоохранения Орловской области возложены обязанности по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, закупленными по государственным контрактам; организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвали<...> группы, состоит на учете в БУЗ ОО «Поликлиника №***» с диагнозом «<данные изъяты>», относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

ФИО1 установлена потребность в лекарственных препаратах «<данные изъяты>».

Из материалов дела следует, что 12 апреля 2023 года БУЗ ОО «Поликлиника №***» оформлен рецепт № 1016720451827966 на обеспечение Кузнецовой <данные изъяты> лекарственным препаратом МНН «<данные изъяты>», который признан недействительным в связи с истечением срока годности.

Из материалов дела следует, что 12 апреля 2023 года БУЗ ОО «Поликлиника №***» оформлен рецепт № 3016720604827973 на обеспечение ФИО1 лекарственным препаратом МНН «<данные изъяты>», который признан недействительным в связи с истечением срока годности.

05 июня 2023 года БУЗ ОО «Поликлиника №***» оформлен рецепт № 6016720056212626 на обеспечение Кузнецовой <данные изъяты> лекарственным препаратом МНН «<данные изъяты>», который находится на отсроченном обеспечении.

Согласно пункта 2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Согласно ст.1 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении (далее - льготное лекарственное обеспечение) имеют граждане, проживающие на территории Орловской области и не имеющие права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, включенные в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области №129 от 25.03.2015 в соответствии с Законом Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» утвержден «Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета», согласно п. 2 которого на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить реализацию мероприятий по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета.

Отсутствие достаточного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.

Принимая во внимание, что Кузнецова <данные изъяты> относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая лекарственное обеспечение по бесплатным рецептам за счет средств федерального бюджета, то есть является федеральным льготникам, исковые требования прокурора в интересах ФИО2, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд приходит к выводу, что длительное отсутствие доступа Кузнецовой <данные изъяты> к необходимым ей лекарственным препаратам, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ №***) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                 ░.░. ░░░░░░░░░

2-2238/2023 ~ М-1661/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецова Любовь Васильевна
Прокуратура Заводского района г. Орла
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
БУЗ ОО "Поликлиника №3"
Департамент финансов Орловской области
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023Дело оформлено
12.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее