Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-952/2020 ~ М-958/2020 от 06.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                            10 декабря 2020 года

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.

при секретаре Кудряшове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятакова А.Н. к Администрации Сегежского муниципального района Республики Карелия о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд к Администрации Сегежского городского поселения по тем основаниям, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать решением суда была лишена родительских прав, он был взят под опеку тетей Б., проживающей по адресу: .... За ним закреплено жилое помещение по адресу: ..., которое на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам осмотра, было признано непригодным для проживания. До настоящего времени он собственного жилья не имеет, в связи с чем вынужден снимать квартиру. Так как он включен в список детей-сирот на получение жилого помещения, просит обязать ответчика предоставить ему помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма.

    Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.

    В ходе рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Администрация Сегежского муниципального района.

    Истец в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что он иного места регистрации, кроме аварийной квартиры, не имеет, в настоящее время проживает у опекуна без регистрации. Ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

    Ответчик Администрация Сегежского городского поселения своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда отзыв, в соответствии с которым считали себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как 30 мая 2019 года Советом Сегежского городского поселения принято решение № 58 о ликвидации ответчика, в соответствии с решением XI сессии Совета Сегежского городского поселения IV созыва от 30 мая 2019 года № 58 имущество муниципальной казны муниципального образования Сегежское городское поселение передано администрации Сегежского муниципального района для дальнейшего осуществления полномочий администрации Сегежского городского поселения.

    Ответчик Администрация Сегежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда возражения, в соответствии с которыми ответчик не оспаривал право истца на предоставление ему жилого помещения по договору найма по месту его жительства в границах существующего муниципального района. Однако исполнение Администрацией государственных полномочий возможно только в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что соответственно потребует определенного времени. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.

    Третье лицо Министерство социально защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. До рассмотрения дела по существу направили в адрес суда отзыв, в соответствии с которым в Республике Карелия порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, регламентирован Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК, в соответствии со ст. 4 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены, в том числе полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются и иными полномочиями. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия – Министерство социальной защиты Республики Карелия. Законом Республики Карелия от 19 декабря 2019 года № 2440-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» Сегежскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 4 007, 4 тыс. руб.

    Третье лицо Правительство Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направили в адрес суда отзыв, в соответствии с которым возражений относительно предмета спора не имеется, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.

    Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона.

    В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

    Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

    При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

    Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В судебном заседании установлено, что Пятаков А.Н. приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 22 августа 2018 года № 534-П «О внесении изменения в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П» включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального района или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным по Сегежскому муниципальному району (порядковый номер 31).

    Заключением № 26 от 15 сентября 2017 года жилое помещение по адресу ... признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а также о его непригодности для постоянного проживания.

    Из акта обследования помещений от 15 сентября 2017 года № 26 межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации Сегежского городского поселения от 13 марта 2013 года № 66-р, следует, что при визуальном осмотре квартиры №... дома №... по ул. <...> в г. Сегеже Республики Карелия установлено, что в коридоре полы имеют значительный уклон к внутренней несущей стене, наблюдается шаткость полов, в туалете половое покрытие отсутствует, унитаз со сливным бачком провалился в подпольное помещение, в ванной комнате в дощатых полах наблюдается провал (дыра размером 1 м Х 0,5 м), полы имеют значительный уклон в сторону внутренней несущей стены, в кухне и в жилых комнатах также наблюдается шаткость пола и значительный уклон. Постановлено, что указанная квартира не соответствует требованиям, предъявленным к жилым помещениям, на основании выявленных вредных факторов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, вследствии ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельных частей здания, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и оснований.

    В соответствии со справкой ООО «Расчетный центр» от 3 ноября 2020 года Пятаков А.Н. зарегистрирован в спорном жилом помещении.

    Таким образом, истец относится к кругу лиц, на которых распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, был поставлен на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

    Согласно п. 3 Порядка правил предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РК от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района.

    В соответствии с решением Совета Сегежского городского поселения XVII сессии I созыва от 12.04.2007 № 84 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города Сегежа составляет 12 кв. м.

    Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

    Поскольку истец относится к кругу лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к администрации Сегежского муниципального района. Благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено именно администрацией Сегежского муниципального района истцу по месту его жительства в границах г. Сегежи. Положения закона, возлагающие обязанность на администрацию предоставлять жилые помещения указанной категории граждан являются действующими.

    Принимая во внимание решение XI сессии Совета Сегежского городского поселения IV созыва от 30 мая 2019 года № 58, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований к Администрации Сегежского городского поселения.

    При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца.

    Руководствуясь статьями 98, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    РЕШИЛ:

    исковые требования Пятакова А.Н. удовлетворить.

    Обязать Администрацию Сегежского муниципального района предоставить Пятакову А.Н. на территории города Сегежа благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.

    Взыскать с Администрацию Сегежского муниципального района в пользу Пятакова А.Н. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.

    В удовлетворении требований к Администрации Сегежского городского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                    Н.В. Скрипко

Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 15 декабря 2020 года.

2-952/2020 ~ М-958/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пятаков Александр Николаевич
Ответчики
Администрация Сегежского городского поселения
Администрация Сегежского муниципального района
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на сайте суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021Дело оформлено
03.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее