Костомукшский городской суд УИД 10RS0005-01-2022-000414-87 (пос. Калевала, ул. Советская, д. 16а) (дело №5-186/2022)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 мая 2022 года пос. Калевала
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Бакулин И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении
ФИО3, <данные изъяты>
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, являясь лицом, подвергнутым административному наказанию по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 15 мин. в магазине «Дикси», расположенном по адресу: <адрес>А, повторно допустил невыполнение правил поведения, установленных распоряжением Главы Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-р (далее - распоряжение №-р), принятых в соответствии с пп. «б» п. 6, пп. «в» п. 8 ст. 4.1, пп. «м» и «у» п. 1 ст. 11, абзацем пятым ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: находился в указанном магазине без использования средств индивидуальной защиты - маски, что является нарушением абз.2 пункта 8.4.1 распоряжения №-р, и не влечет ответственность, предусмотренную ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
ОМВД России по <адрес> Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пп. «б» п. 6, пп. «в» п. 8 ст. 4.1, пп. «м» и «у» п. 1 ст. 11, абзацем пятым ст. 19 Закона № 68-ФЗ, п. 1 распоряжения № 127-р на территории Республики Карелия с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Пунктом 8.4.1 указанного распоряжения № 127-р установлено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок.
При этом, пунктом 5 Распоряжения Главы Республики Карелия от 07.04.2022 № 153-р «О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года № 127-р» пункт 8.4.1. последнего изложен следующим образом: «Лицам, находящимся на территории Республики Карелия, обеспечить исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».
В связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах. При этом следует учитывать, что по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек ( п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Положения ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ являются бланкетными и отсылают к правилам поведения, устанавливаемым при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, то есть, применительно с спорным правоотношениям, к правилам поведения, установленным Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При этом положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015№ 2735-О).
Соответственно, изменение (пересмотр) нормативных актов, устанавливающих правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности бланкетными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если такое изменение устраняет противоправность совершенного лицом деяния (действий или бездействия), подразумевает наступление последствий, установленных положениями ч.2 ст.1.7 КоАП РФ во взаимосвязи с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Аналогичный подход сформулирован в постановлении Верховного Суда РФ от 12 января 2018 г. N 11-АД17-55.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В подтверждение факта совершения ФИО1 вменяемого административного правонарушения ОМВД России по <адрес> Республики Карелия представлены протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий объяснения ФИО1, рапорт, фотография.
Из материалов дела, в том числе из представленной фотографии невозможно установить, что помещение магазина «Дикси», расположенное по адресу: <адрес>А, относится к месту массового пребывания людей в том его понятии, которое дается в пункте 6 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», и исходя из изложенного невозможно определить, допущено ли ФИО1 нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Кроме этого, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, имели место в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом, учитывая, что представление доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, возложено на должностное лицо, составляющее протокол.
В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, что все доказательства не могут иметь заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что представленными доказательствами вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ (с учетом п.5 Распоряжения Главы Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-р), бесспорно не подтверждена, имеются неустранимые сомнения в его виновности в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, представленных доказательств недостаточно для установления состава вменяемого ФИО1 административного правонарушения. При этом обвинительные доказательства согласно ст.26.11 КоАП РФ не могут иметь заранее установленной силы.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу доказательства в совокупности, судья полагает, что вина ФИО1 во вменяемом правонарушении не доказана, то есть отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<адрес>) через Костомукшский городской суд РК (186910 <адрес>) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: <адрес>).
Судья И.В.Бакулин