Дело №2-7366/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2016 г. город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Егоровой И.А.,
при секретаре Брагиной А.В.,
с участием представителя истца Незнамова В.П., действующего на основании доверенности от 22.07.2014г., выданной сроком на 10 лет,
представителя ответчика Казиной Н.Г., действующей на основании доверенности № от 11.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Незнамова П.И. к Министерству финансов Саратовской области о компенсации морального вреда,
установил:
Незнамов П.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Саратовской области о компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что решением Кировского районного суда г.Саратова от 02 июня 2015 года действия министерства социального развития Саратовской области по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. средствами реабилитации иные данные за период с 02 мата 2015 ода по 13 апреля 2015 года признаны незаконными. Расценивает отказ в своевременном обеспечении техническими средствами реабилитации как отказ в гарантированном Конституцией Российской Федерации праве на социальное обеспечение. Указывает, что в связи с необеспечением установленными законом техническими средствами реабилитации он испытывал серьезные нравственные переживания. Обращает внимание суда на неоднократность нарушения его прав по обеспечению техническими средствами реабилитации. Просит взыскать с Министерства финансов Саратовской области в его пользу компенсацию морального вреда, связанного с ненадлежащим обеспечением техническими средствами реабилитации иные данные в период со 02 марта 2015 ода о 13 апреля 2015 года в размере 10000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что вина министерства финансов Саратовской области в причинении морального вреда истцу отсутствует, поскольку своими действиями Министерство финансов Саратовской области не наносило какого-либо вреда истцу. Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплено, кто является надлежащим представителем ответчика в суде по искам к публично-правовым образованиям. Министерство финансов Саратовской области не наделен полномочиями в сфере обеспечения населения техническими средствами реабилитации и не является главным распорядителем средств областного бюджета в части расходов на эти цели, поэтому в силу действующего законодательства не может выступать в суде в качестве ответчика по настоящему исковому заявлению. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
иные данные
Согласно положениям ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с п.п. 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Согласно п. 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что Незнамов П.И. является иные данные. Решением Кировского районного суда г. Саратова от 02 июня 2015 года по делу №2-4181/2015 установлено, что согласно Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР) от 22 августа 2013 года, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, Незнамову П.И. были с 22.08.2013 г. бессрочно назначены технические средства реабилитации: иные данные. Начиная со 02.03.2015 г. по 13.04.2015 г. истец иные данные не обеспечивался. Вышеуказанным решением суда действия министерства социального развития Саратовской области по ненадлежащему обеспечению Незнамова П,И. средствами реабилитации (иные данные) за период с 02.03.2015 г. по 13.04.2015 г. признанны незаконными.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов (должностных лиц), непосредственно на государство следует рассматривать как укрепление гарантий прав и свобод граждан. Одновременно эта норма имеет и превентивное значение, поскольку направлена на укрепление законности во взаимоотношениях органов государственной власти и их должностных лиц с гражданами.
В развитие указанного конституционного положения ГК РФ, устанавливая в качестве общего правила возмещение вреда, причиненного личности или имуществу гражданина в полном объеме его причинителем (п. 1 ст. 1064), одновременно предусматривает, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципальной образования (ст. 1069).
От имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на основании ст. 1071 ГК РФ выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или граждан.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу о то, что имело место нарушение прав истца в виде фактического лишения его как инвалида гарантированных ему Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты несвоевременной выдачей технических средств реабилитации иные данные
Несвоевременное обеспечение Незнамова П.И. техническими средствами реабилитации необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду его заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, при этом размер морального вреда суд определяет исходя из закрепленных в ст. 151 ГК РФ оснований, с учетом виновных действий ответчика, повлекших нарушение прав истца, в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны субъекта в пользу Незнамова П.И. денежную компенсацию морального вреда в сумме 1.000 (одна тысяча) руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца путем принесения апелляционной жалобы через Волжский районный суд г.Саратова.
Судья подпись И.А. Егорова