Судья: Демихова Л.В. адм.дело N 33а-1468/2024
(33а-15170/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Гулевича М.И.
при ведении протокола помощником судьи Дождевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2611/2023 по апелляционной жалобе Звягинцев А.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 августа 2023 г.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Звягинцев А.В. обратился в суд с административным иском к КЖКХ администрации г.о. Сызрань, финансовому управлению администрации г.о. Сызрань, Министерству управления финансами Самарской области, Министерству финансов РФ об оспаривании бездействия указав, что ему и его семье постановлением администрации городского округа Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ г. N № отказано в признании нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как не представлены документы предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ г. N № Звягинцев А.В. с составом семьи три человека принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и признан участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан».
Из предоставленных КЖКХ администрации г.о. Сызрань сведений в рамках указанной выше программы социальная выплата произведена <данные изъяты> семьям. Семья Звягинцева А.В. значится в списке молодых семей - участников мероприятия под N № и в число семей, которым в ДД.ММ.ГГГГ. подлежит предоставление указанной выше социальной выплаты, не вошла. До настоящего времени социальная выплата не предоставлена.
Ссылаясь на нарушение своего права и права членов своей семьи на улучшение жилищных условий, административный истец просил признать незаконным бездействие КЖКХ администрации г.о. Сызрань, финансового управления администрации г.о. Сызрань, Министерства управления финансами Самарской области по обеспечению его семьи социальной выплатой по ведомственной программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» и муниципальной программе г.о. Сызрань «Молодой семье доступное жилье».
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г.о. Сызрань, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, в качестве заинтересованного лица – Звягинцева А.Н.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. административное исковое заявление оставлено без рассмотрения ( т.2 л.д. 16-30).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. в удовлетворении заявления Звягинцева А.В. о вынесении по делу дополнительного решения отказано (л.д. 49-51).
В апелляционной жалобе Звягинцев А.В. выражает несогласие с решением суда, просит отменить, принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить завяленные им требования (т.2 л.д. 32).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции установлено, материалами административного дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ г. молодая семья Звягинцевых обратилась в жилищный отдел Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением администрации городского округа Сызрань N № Звягинцеву А.В. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении с составом семьи два человека, на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации по мотиву не представления документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.57).
ДД.ММ.ГГГГ г. Звягинцев А.В. повторно обратился в КЖКХ администрации г.о. Сызрань с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, представив необходимый пакет документов.
ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением администрации г.о. Сызрань N № Звягинцев А.В. с составом семьи из трех человек (сам Звягинцев А.В., его жена Звягинцева А.Н. и <данные изъяты>) признан нуждающимся в жилом помещении (т.1 л.д. 42).
ДД.ММ.ГГГГ г. постановлением администрации г.о. Сызрань
N № Звягинцев А.В. и члены его семьи признаны участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» и включены в список молодых семей – участников мероприятия на <данные изъяты> год (т.1 л.д.7).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что Звягинцев А.В., не обладающий первоочередным правом на предоставление социальной выплаты (поскольку был принят на учет ДД.ММ.ГГГГ г.), не мог быть включен в список претендентов, в который были включены молодые семьи с более ранней датой принятия на учет, в связи с чем, учитывая объем выделенного финансирования и дату постановки на жилищный учет Звягинцев А.В. не мог быть включен в список претендентов на социальную выплату в <данные изъяты> году.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции в виду следующего.
Очередность молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, формируется согласно дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первую очередь, в списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году включаются молодые семьи, имеющие 3-х и более детей.
В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 (далее - Правила), орган местного самоуправления (в городском округе Сызрань уполномоченный орган - Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань) до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей -участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный орган - Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области).
Пунктом 25 Правил, очередность молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату, формируется согласно дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первую очередь в списки молодых семей - мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году включаются - участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а так же молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Молодые семьи - участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в данный список в алфавитном порядке.
Утвержденный список формируется в автоматизированной информационной системе управления электронными очередями и представляется на бумажном носителе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным лицом, в министерство. В случае изменения состава молодых семей и (или) персональных данных членов молодых семей соответствующие изменения вносятся в автоматизированную информационную систему управления электронными очередями.
Список молодых семей - участников мероприятия формируется ежегодно с учетом вновь заявившихся молодых семей (в том числе с приоритетом семей имеющие трех и более детей).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями, отобранными в рамках реализации мероприятия в целях осуществления ими мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Самарской области, осуществляется в соответствии с действующим законодательством, согласно методике распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет, в соответствии с действующим законодательством, средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 684 (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25.01.2023 года №37).
Распределение субсидий осуществляется нормативным правовым актом Правительства Самарской области между муниципальными образованиями в Самарской области, отобранными в рамках реализации подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» до 2024 года, в целях осуществления ими мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Самарской области в зависимости от объема поступающих в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета и объема средств областного бюджета, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, исходя из объема средств, предусмотренных бюджетами муниципальных образований на выполнение расходных обязательств по предоставлению молодым семьям социальных выплат, с учетом количества молодых семей, вошедших в список молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Предоставление социальной выплаты в рамках мероприятия возможно в порядке очередности, без ущемления права впереди стоящих граждан.
Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. подписана и направлена в Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по городскому округу Сызрань на <данные изъяты> молодые семьи. В ДД.ММ.ГГГГ г. свидетельства о праве на получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства были выданы молодым семьям.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.о. Сызрань исходя из запланированных лимитов финансирования и Списка молодых семей, был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ г. в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан».
Согласно Постановлению администрации городского округа Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ г. N № молодая семья Звягинцевых признана нуждающейся в жилом помещении, в рамках ведомственной целевой программы с составом семьи 3 человека (сам Звягинцев А.В., его жена Звягинцева А.Н. и дочь - ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Датой постановки молодой семьи Звягинцевых на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ г. на основании Постановления администрации городского округа Сызрань N № молодая семья Звягинцевых признана участником мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ г.
На ДД.ММ.ГГГГ год молодая семья Звягинцевых значится в списке молодых семей - участников мероприятия под N ДД.ММ.ГГГГ.
В списке молодых семей - участников мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ г. молодая семья Звягинцевых значится под N №
В ДД.ММ.ГГГГ г. свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства выдано <данные изъяты> молодым семьям.
При этом материалы административного дела не содержат доказательств подтверждающих, что семья Звягинцева А.В. являясь участником Программы, обладает первоочередным правом на получение социальной выплаты.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что необходимые мероприятия по реализации подпрограммы муниципальным образованием городской округ Сызрань выполняются в соответствии с нормами действующего законодательства.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств, и сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на иной оценке имеющихся в деле доказательств и толковании норм права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Звягинцева Антона Владимировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: