УИД 63RS0029-02-2022-002376-90
Судья Иванова О.Б. дело № 33-4274/2023
№ 2-3382/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шельпук О.С.,
судей Бредихина А.В., Мартемьяновой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «ТСЖ ЖЭК» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Тюриной И.С. удовлетворить частично.
Признать действия УО ООО «ТСЖ ЖЭК» по порядку расчета за услуги по электрическую энергию в целях СОИ и по статье «Отопление» незаконными.
Обязать УО ООО «ТСЖ ЖЭК» произвести перерасчет начисленных и оплаченных сумм за электрическую энергию на ОДН и по статье «Отопление» в размере 14 548,40 рублей и 25 879,68 рублей.
Взыскать с УО ООО «ТСЖ ЖЭК» ИНН 6321281837 в пользу Тюриной И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, СНИЛС № штраф в размере 7274,20 рублей и 12939,84 рублей.
Аннулировать начисленные пени в сумме 137,67 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с УО ООО «ТСЖ ЖЭК» ИНН 6321281837 в местный бюджет г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 806 рублей».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения представителя ответчика ООО «ТСЖ ЖЭК» - Арисова В.Н., возражения истца Тюриной И.С., третьего лица Тюрина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тюрина И.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «ТСЖ ЖЭК» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на праве общей долевой собственности. Ответчик - управляющая организация ООО «ТСЖ ЖЭК», является исполнителем услуг «Отопление» и «Электроснабжение». Ответчик выставляет ей счета за коммунальные услуги по отоплению и электроэнергии в целях СОИД (содержание общедомового имущества) по нормативу. В ДД.ММ.ГГГГ в МКД по адресу: <адрес> силами организации «Тольяттинская энергосбытовая компания» установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета электрической энергии (АИИСУ). Ею произведен перерасчет излишне начисленных сумм по статье «Электроэнергия в целях СОИД». Ее требование произвести перерасчет за излишне начисленные суммы управляющей организацией ООО «ТСЖ ЖЭК» было отклонено. С учетом установленного законодательством срока защиты ее прав по иску она вынужденно произвела дополнительный расчет сумм, незаконно начисленных ООО «ТСЖ ЖЭК» в платежных документах за период с ДД.ММ.ГГГГ (оплата произведена в ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что ответчиком нарушены ее права, считает обоснованным требование наряду с излишне начисленной суммой в размере 14 548,40 руб. ООО «ТСЖ ЖЭК» является исполнителем услуги по отоплению. Ответчик не указывает в платежных документах показания приборов учета тепловой энергии в целях отопления, а из-за отсутствия данных ОДПУ тепловой энергии и объема потребленной тепловой энергии проверить правильность начислений не представляется возможным. Ответчиком нарушен стандарт раскрытия информации в системе ЖКХ. Она также обращалась к ответчику с запросом о предоставлении тепловых отчетов, однако до настоящего момента запрашиваемая информация не предоставлена. Платежные документы ООО «ТСЖ ЖЭК» не размещает в системе ГИС ЖКХ. Для проверки правильности начислений по статье «Отопление» в ее платежных документах она была вынуждена направить запрос с аналогичной просьбой в РСО, предоставившей ей скан тепловых отчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, она произвела расчет фактически потребленной тепловой энергии в целях отопления за ДД.ММ.ГГГГ. Сумма, начисленная в ЕПД за услугу «Отопление» за ДД.ММ.ГГГГ, превысила сумму, необходимую к оплате за фактически потребленный ресурс на 7 390,61 руб. ООО «ТСЖ ЖЭК» систематически нарушает ее права, производя начисления за коммунальные услуги и ресурсы с завышением платежных сумм. Ее обращения с требованиями о перерасчете за «Отопление» ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были отклонены. Ею произведен расчет излишне начисленных сумм с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с использованием тепловых отчетов, разница составила 25 879,68 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТСЖ ЖЭК» начислены пени в сумме 33,49 руб., на ДД.ММ.ГГГГ - 104,18 руб., которые она считает незаконными.
На основании изложенного, истец просила суд: признать действия ООО «ТСЖ ЖЭК» в отношении порядка расчета за услуги по электроснабжению в целях СОИ и по статье «Отопление» незаконными и необоснованными; обязать ООО «ТСЖ ЖЭК» произвести перерасчет незаконно начисленных и оплаченных ею сумм в размере 14 548,40 рублей и 25 879,68 рублей за электрическую энергию на ОДН и «Отопление» соответственно; обязать ООО «ТСЖ ЖЭК» произвести зачисление на лицевой счет № сумм в порядке штрафных санкций согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ в размере 7 274,20 рублей и 12 939,84 рублей, что составляет 50% от разницы между начисленными УО суммами и фактически потребленными ресурсами согласно показаний ОДПУ в указанный период; аннулировать незаконно начисленные пени в общей сумме 137,67 рублей; выплатить сумму в размере 10 000 рублей в качестве компенсации нанесенного морального ущерба.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ООО «ТСЖ ЖЭК» - Арисов В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании истец Тюрина И.С. и третье лицо Тюрин В.В., возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Самарского областного суда, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истцу Тюриной И.С. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> (доля в праве 1/5), на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником доли (4/5) является Тюрин В.В.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в квартире проживает истец Тюрина И.С. и ее супруг – Тюрин В.В., которые являются потребителями коммунальных услуг.
Данный многоквартирный дом находится на управлении ООО «ТСЖ ЖЭК».
В ДД.ММ.ГГГГ в МКД по адресу: <адрес>, силами организации «Тольяттинская энергосбытовая компания» установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета электрической энергии (АИИСУ).
Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» съем показаний за потребленную электроэнергию по указанному адресу производится АО «ТЭК» по системе АИИСУ (Автоматизированная информационная система контроля и учета электроэнергии), позволяющей осуществлять дистанционный учет потребляемой электроэнергии.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции допрошен специалист АСКУЭ - АО «ТЭК», который пояснил, что сбор передачи данных с приборов учета никогда не останавливается. Прибор всегда принимает показания и хранит её на блоке памяти. Иногда могут быть незначительные задержки, но данные поступают постоянно, и критических перебоев нет. Расчет происходит на конец месяца, и в этот момент все данные имеются. Пояснил, что все расчеты производятся исключительно по показаниям счетчика, начислений не по счетчикам не было.
Расчет электроэнергии на общедомовые нужды выполняется ответчиком следующим образом:
1. Площадь мест общего пользования для расчета электроэнергии - 2316,60 м2. В указанную площадь включены помещения: лифт, холл, лестничные клетки, коридоры, тех.подвал и тех.этаж. Указанная площадь использовалась согласно требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ и разъяснений, данных в Письме Минстроя России от 11.04.2017 №12368-АЧ/04 «Об сдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
2. Норматив для расчета электроэнергии 3,29 Квт/ч. Указанный норматив применяется согласно приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30 июня 2016 года №139, поскольку многоквартирный дом оборудован одним лифтом в подъезде и не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
3. Общая площадь жилых и нежилых помещений согласно техпаспорту;
4. Применяемые тарифы на электроэнергию:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: Т1- 3,06 руб. / Квт/ч; Т2 - 1,51 руб. / Квт/ч:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: Т1- 3,22 руб. / Квт/ч; Т2 - 1,59 руб. / Квт/ч:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: Т1- 3,36 руб. / Квт/ч; Т2 - 1,66 руб. / Квт/ч:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: Т1- 3,54 руб. / Квт/ч; Т2 - 1,75 руб. / Квт/ч.
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ».
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ».
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям по <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ».
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям по <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ».
5. Коэффициент согласно времени суток: дневной тариф - 0,75 и ночной тариф - 0,25.
С учетом вышеуказанных показателей был проведен расчет ОДН по электроэнергии для квартиры №
Данный многоквартирный дом оснащен индивидуальными и общедомовыми приборами учета, дифференцированными по времени суток.
Также представитель ответчика в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции пояснил, что сотрудниками ООО «ТСЖ ЖЭК» выполнена дополнительная сверка, по итогам собственниками дома № был выполнен перерасчет. Однако, указанный перерасчет не соответствует суммам, указанным стороной истца.
Согласно представленного истцом расчета суммы к возврату за незаконно начисленные объемы тепловой энергии в целях «отопления» в доме № по адресу: <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений за коммунальную услугу «отопление» начислено:
Расчет по норме 62, 977 Гкал/мес*12 мес.=755, 724 Гкал.
(с ДД.ММ.ГГГГ-по ДД.ММ.ГГГГ) 377,862*1509,60= 570 420,47 руб.
(с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ) 377,862*1554,0= 587 197,55 руб.
Итого начислено в квитанциях за 2019 год собственникам жилых помещений 1 157 618,02 руб.
Согласно приборам учета, основываясь на данных тепловых отчетов всеми собственниками помещений, включая и нежилые помещения, которые оплачивают услуги напрямую в РСО, было использовано 525,77 Гкал на общую сумму 801 809,83 руб.
Из этого объема потребления необходимо отнять объем тепловой энергии, потребленный в нежилых помещениях первого этажа (площадь таких помещений составляет 726,3 кв. метра).
Общая площадь помещений, принадлежащих всем собственникам дома - 4993, 3 кв.м.
Таким образом, в жилых помещениях расход тепловой энергии составил:
525,77*4267/4993,3= 449,29Гкал и далее с учетом разницы в тарифах:
1) 343,17 Гкал- все собственники, а в жилых помещениях- 343,17*4267/4993,3= 293,25 Гкал
С учетом действующего на тот момент тарифа получается 293,25 Гкал *1509,6=442 690,2 руб. потребили в жилых помещениях.
2) 182,6 Гкал- все собственники, а в жилых помещениях- 182,6*4267/4993,3=156, 03 Гкал
С учетом действующего на тот момент тарифа получается 156,03Гкал*1554,0=242 470,62 руб. потребили в жилых помещениях.
Всего фактическое потребление на сумму 442 690,2 руб. + 242 470,62 руб.= 685 160,82 руб.
В ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений произвели корректировку и фактический возврат за ДД.ММ.ГГГГ составил: 107 419, 52 руб., так как в счет отопления за ДД.ММ.ГГГГ удержано по другой статье расходов.
ИТОГО: 1 157 618,02 руб. - 685 160,82 руб. - 107 419,52 руб. = 365 037,68 рублей переплачено собственниками жилых помещений и не возвращено за 2019 год.
За ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений за коммунальную услугу «Отопление» начислено:
(с ДД.ММ.ГГГГ-по ДД.ММ.ГГГГ) 377,862*1554,0 = 587 197,55 руб.
(с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ) 377,862*1610,4 = 608 508,96 руб.
Итого начислено в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений 1195 706,50 руб.
Согласно приборам учета, основываясь на данных тепловых отчетов всеми собственниками помещений, включая и нежилые помещения, которые оплачивают услуги напрямую в РСО, было использовано 541.8 Гкал на общую сумму 854 585,16 руб.
Из этого объема потребления необходимо отнять объем тепловой энергии, - потребленный в нежилых помещениях первого этажа (площадь таких помещений -оставляет 726,3 кв. метра).
Общая площадь помещений, принадлежащих собственникам дома - 4993, 3 кв.м.
Таким образом, в жилых помещениях расход тепловой энергии составил: 541,8*4267/4993,3 = 463,02 Гкал и далее с учетом разницы в тарифах:
1) 317,9 Гкал- все собственники, а в жилых помещениях - 317,9* 4267/4993,3=271,68 Гкал
С учетом действующего на тот момент тарифа получается 271,68 Гкал*1554 = 422 190,72руб. потребили в жилых помещениях.
2) 223,9 Гкал- все собственники, а в жилых помещениях - 223,9 *4267/4993,3=191,34 Гкал
С учетом действующего на тот момент тарифа получается 191,34 Гкал*1610,4 = 308 133,93 руб. потребили в жилых помещениях.
Всего фактическое потребление на сумму 422 190,72 руб. + 308 133,93 руб.= 730 324,65 руб.
В ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений произвели корректировку и фактический возврат составил: 160 191,7 руб., так как в счет отопления за ДД.ММ.ГГГГ удержано по другой статье расходов.
ИТОГО: 1 195 706,5- 730 324,65 - 160 191,7 = 305 190,15 рублей переплачено собственниками жилых помещений и не возвращено за ДД.ММ.ГГГГ.
За ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений за коммунальную услугу «Отопление» начислено:
Расчет по норме 62, 977 Гкал/мес*12 мес.=755, 724 Гкал.
(с ДД.ММ.ГГГГ-по ДД.ММ.ГГГГ) 377,862*1610,4= 608 508,96 руб.
(с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ) 377,862*1658,4 = 626 646,34 руб.
Итого начислено в квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений 1 235 155,3 руб.
Согласно приборам учета, основываясь на данных тепловых отчетов всеми собственниками помещений, включая и нежилые помещения, которые оплачивают услуги напрямую в РСО, было использовано 687,534.
Из этого объема потребления необходимо отнять объем тепловой энергии, употребленный в нежилых помещениях первого этажа (площадь таких помещений составляет 726,3 кв. метра).
Общая площадь помещений, принадлежащих собственникам дома - 4993,3 кв.м, таким образом, в жилых помещениях расход тепловой энергии составил: 687,534*4267/4993,3 = 587,528Гкал и далее с учетом разницы в тарифах:
1) 439,692Гкал- все собственники, а в жилых помещениях- 439,692* 4267/4993,3=375,736 Гкал
С учетом действующего на тот момент тарифа получается 375,736Гкал*1610,4 = 605 085,25руб. потребили в жилых помещениях.
2) 247,842 Гкал- все собственники, а в жилых помещениях- 247,842*4267/4993,3=211,792 Гкал
С учетом действующего на тот момент тарифа получается 211,792 Гкал *1658,4=351 236,12 руб. потребили в жилых помещениях.
Всего фактическое потребление на сумму 605 085,25 руб. + 351 236,12 руб.= 925 321,37 руб.
В ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых помещений произвели корректировку и фактический возврат составил: 86 878, 53 руб., так как в счет отопления за ДД.ММ.ГГГГ удержано по другой статье расходов.
Итого: 1 235 155,3 - 925 321,37 - 86 878, 53 = 222 955,4 рублей переплачено собственниками жилых помещений и не возвращено за ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь ст.ст. 4, 30, 153-157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд первой инстанции нашел расчет, произведенный истцом арифметически верным и пришел к выводу о незаконности действий ООО «ТСЖ ЖЭК» по порядку расчета за услуги по электрической энергии в целях СОИ и по статье «Отопление», и обязании ООО «ТСЖ ЖЭК» произвести перерасчет начисленных и оплаченных сумм за электрическую энергию на ОДН и по статье «Отопление» в размере 14 548,40 рублей и 25 879,68 рублей, удовлетворив также требования о взыскании с ответчика штрафа и аннулировании пени. При этом, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным судом, и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу положений ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу пункта 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что установленные в вышеуказанном МКД приборы учёта электроэнергии, в том числе, установленная в ДД.ММ.ГГГГ автоматизированная информационно-измерительная система учёта электрической энергии, соответствуют требованиям п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, следовательно является верным вывод суда первой инстанции о том, что в указанном случае в соответствии с положениями ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации объем ресурсов, потребленных на содержание общего имущества определяется исключительно исходя из показаний переданных такой системой, без применения нормативов потребления, при этом для применения для расчётов показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учёта электрической энергии не требуется проведение общего собрания собственников МКД.
Представленный истцом расчёт переплаты осуществлённой за услуги электроснабжение общедомовых нужд (ОДН), а также за отопление, является арифметически верным, соотносится с фактическими установленными по делу обстоятельствами.
Таким образом, в полоном объёме являются законными и обоснованными вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО «ТСЖ ЖЭК» по порядку расчета за услуги по электрической энергии в целях СОИ и по статье «Отопление», обязании ООО «ТСЖ ЖЭК» произвести перерасчет начисленных и оплаченных сумм за электрическую энергию на ОДН и по статье «Отопление» в размере 14 548,40 рублей и 25 879,68 рублей, а также о взыскании с ответчика штрафа и аннулировании начисленных пени.
Доводы апелляционной жалобы о том, что автоматизированная информационно-измерительная система учёта электрической энергии была введена в эксплуатацию только в ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку из представленных доказательств достоверно установлено, что в юридически значимый период расчёт между ООО «ТСЖ ЖЭК» и АО «ТЭК» (поставщиком электрической энергии) осуществлялся исключительно исходя из показаний прибора учёта электроэнергии.
В связи с изложенным, также являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что автоматизированная информационно-измерительная система учёта электрической энергии работала некорректно (со сбоями).
Результат проверок Государственной жилищной инспекции Самарской области не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку именно суд в силу закона наделен полномочиями на разрешение гражданско-правовых споров, в том числе в сфере жилищного законодательства, и, соответственно какие-либо акты органов жилищного контроля в силу ст. 67 ГПК РФ оцениваются в совокупности с иными доказательствами по делу.
Таким образом, также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что правомерность начислений установлена в ходе проверок Государственной жилищной инспекции Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу была возвращена сумма переплаты за услугу отопление, не принимаются судебной коллегий во внимание, так как опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Направление суммы переплаты без согласия собственников на общие нужды МКД, не соответствует требованиям законодательства.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 декабря 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ТСЖ ЖЭК» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 24.04.2023.