Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-76/2021 от 11.11.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2021 года                                                                                  <адрес>

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего – судьи ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Экосистема» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу – ведущего специалиста эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО1 РИ-21-0/ПР/71/2-2021 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Экосистема»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО1 РИ-21-0/ПР/71/2-2021 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экосистема» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением генеральный директор ООО «Экосистема» ФИО2 обратился в суд с жалобой, согласно которой с постановлением не согласен, считает его подлежащим изменению ввиду следующего. При назначении административного наказания административным органом не были применены положения ст. ст. 3.1. и 4.1 КоАП РФ. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, предусмотренную статьей 4.2 КоАП РФ является тот факт, что ООО «Экосистема» ранее не привлекалось к административной ответственности, Общество добровольно прекратило противоправное поведение, а также не совершило никаких действий, повлекших вредные последствия, то есть фактически предотвратило вредные последствия административного правонарушения. Административный орган констатировал отсутствие отягчающих обстоятельств. Общество считает, что штраф, наложенный на ООО «Экосистема» не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижения цели административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При таких обстоятельствах, Общество, признавая совершение им административного проступка, вместе с тем просит изменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 РИ-21-0/ПР/71/2-2021 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Экосистема» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.

Представитель ООО «Экосистема» – ФИО3 в судебном заседании жалобу подержала и просила ее удовлетворить.

Представитель Северо-Кавказского межрайонного управления Росприроднадзора – ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы директора ООО «Экосистема».

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы прокурор <адрес> РИ в суд не явился, причины неявки суду неизвестны.

    Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме..

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Санкция данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 4 ст. 24. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.

Согласно ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Судом из представленных материалов установлено, что в ведении регионального оператора ООО «Экосистема» находится современный полигон бытовых отходов (ТБО), который расположен в юго-восточной части <адрес> и включен в государственный реестр размещения отходов, согласно приказу Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ На указанном мусорном полигоне по причине несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации и обезвреживании отходов производства и потребления произошло возгорание твердых бытовых отходов, что является нарушением ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

По указанному факту прокуратурой <адрес> проведена проверка и в отношении ООО «Экосистема» постановлением заместителя прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Данное постановление в тот же день направлено Управление Росприроднадзора по <адрес> для рассмотрения в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ.

Определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ

Согласно списку внутренних отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлению о вручении, указанное выше определение вручено генеральному директору ООО «Экосистема» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО1 РИ-21-0/ПР/71/2-2021 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экосистема» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения обязательных правил и норм, в материалах дела не имеется.

Допустив несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, ООО «Экосистема» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Вместе с тем, суд усматривает основания для изменения постановления о назначении административного наказания РИ-21-0/ПР/71/2-2021 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П (далее - Постановление -П) установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении.

Доводы, изложенные в жалобе о том, что штраф, наложенный на ООО «Экосистема» не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижения цели административного наказания, нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Кроме того, судья учитывает наличие смягчающих обстоятельств в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, а именно раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения, а также предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение вредных последствий административного правонарушения.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

При таких условиях, с учетом конкретных обстоятельств совершения заявителем административного правонарушения, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 100000 руб. не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к обществу карательный, а не превентивный характер, в связи с этим, суд считает назначенный штраф ООО «Экосистема» излишни завышенным и приходит к выводу о возможности изменить оспариваемое постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа и снизить размер административного штрафа со 100000 руб. до 50000 руб.

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

В рассматриваемой ситуации назначение Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. в данном случае будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит изменению в части размера штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

    постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу – ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО1 РИ-21-0/ПР/71/2-2021 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Экосистема» в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей – изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Судья

Копия верна:

судья Сунженского

районного суда РИ                                         ФИО5

12-76/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО ЭКОСИСТЕМА
Суд
Сунженский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Бекботова Тамара Ахмедовна
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sunja--ing.sudrf.ru
12.11.2021Материалы переданы в производство судье
14.12.2021Судебное заседание
13.01.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.01.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
07.02.2022Вступило в законную силу
01.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Дело оформлено
01.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее