Дело № 12-253/2024
УИД 23MS0244-01-2022-000403-06
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
25 марта 2024 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Остапенко И.А.
при секретаре Безруковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мининой (Греховой) Екатерины Сергеевны на постановление мирового судьи судебного участка № 49 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 15.02.2023 в отношении Грехова Василия Владиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 49 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара Моховой Т.А., производство по делу об административном правонарушении в отношении Грехова Василия Владиславовича по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Минина (Грехова) Е.С. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление мирового судьи, указав на то, что прекращая производство по делу, мировой судья неверно пришел к выводу о недопустимости доказательства по делу протокола об административном правонарушении и наличии в нем существенных нарушений, согласно постановления мирового судьи судебного участка № 244 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 13.04.2022 года, которое было вынесено при первоначальном рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении Грехова В.В. по ч. 1 ст. 35.5.1 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, присутствовало при составлении протокола №-ИП, права ему были разъяснены и копия протокола вручена, в связи с чем, нарушения, выявленные в данном протоколе, не могут являться существенными, производство по делу в отношении Грехова В.В. прекращению не подлежит, в связи с чем, Минина (Грехова) Е.С. просит постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать Грехова В.В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель Минина (Грехова) Е.С. поддержала доводы жалобы, настаивала на отмене постановления мирового судьи и привлечении Грехова В.В. к административной ответственности.
Грехов В.В., его представитель Дорохина Е.Н. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали, указа на её необоснованность, просили прекратить производство по делу, применив срок давности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24. 1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 СК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 80 СК РФ в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
В силу ст. 107 СК РФ алименты присуждаются с момента обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с наличием по одному тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные в частях 1 и 1.1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основания которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия н инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
По смыслу указанной выше ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за неуплату родителем средств на содержание несовершеннолетних детей при отсутствии уважительных причин, явившихся следствием неисполнения вышеуказанных обязательств.Проверка отсутствия уважительных причин неуплаты алиментов, периоды неуплаты, входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, от которых зависит правильная квалификация содеянного неплательщиком алиментов.
Так, в представленном в материалах дела протоколе по делу об административном правонарушении № отсутствует дата и время его составления, не отражен период неисполнения своих обязательств Греховым В.В. по алиментным платежам, периоды образования этих задолженностей так же в протоколе не указаны.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, предусматривающим процессуальные гарантии зашиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не соблюдены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Так, существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Однако, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Несоблюдение требований названного Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и влияет на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений.
Установление, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, влечет признание данного документа недопустимым доказательством по делу, что является основанием для прекращения производства по делу.
В ходе судебного разбирательства установлены ряд обстоятельств, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока.
Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 КоАП РФ).
Под обнаружением данного административного правонарушения следует понимать установление уполномоченным должностным лицом и отражение в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, данные о факте неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства и о размере задолженности по алиментам, определенном судебным приставом-исполнителем, объяснения лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, а также сведения об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов) (пункт 1 части 1, пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
Основанием для возбуждения в отношении Грехова В.В. дела об административным правонарушении послужили, изложенные в протоколе об административном правонарушении, обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, а в частности сведений, содержащихся в протоколе ПА №-ИП об административном правонарушении, составленном судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП по КК Михайлиди В.Н., Грехов В.В. совершил правонарушение ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: Грехов В.В., достоверно знал об обязанности к оплате алиментных платежей, согласно исполнительного документа: Исполнительный лист ВС № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме обязанности не исполнял, в связи с чем, образовалась задолженность по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Судом установлено, что исполнительное производство №-ИП возбуждено 25.01.2022 года, что следует из информации размещенной на сайте fssp.gov.ru, являющейся общедоступной.
Однако, в материалах дела имеется постановление о расчете задолженности по алиментам от 17.03.2022 года, согласно которому задолженность по алиментам у Грехова В.В. возникла за период с 13.12.2019 года по 17.03.2022 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что судебным приставом исполнителем, на дату 17.03.2022 года, установлен факт неисполнения обязанностей должником Греховым В.В. по исполнительному производству от 17.01.2022 года, то есть в течении двух месяцев с даты возбуждения исполнительного производства, период задолженности указан с 13.12.2019 года по 17.03.2022 года.
Суд считает, что в рассматриваемом случае, с учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств и неточностей, содержащихся в процессуальных документах, принимая во внимание отсутствие даты и времени составления протокола в отношении Грехова В.В., срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, следует исчислять с даты возбуждения исполнительного производства, на которую указано судебным приставом - исполнителем, а именно с даты 17.01.2022 года.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд находит, что на момент рассмотрения настоящей жалобы, срок давности привлечения Грехова В.В. к административной ответственности истек.
Так в ходе судебного разбирательства установлен ряд обстоятельств, указывающих на существенные нарушения составления процессуальных документов в отношении Грехова В.В., имеющих значение для рассмотрения жалобы по существу, а именно нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, имеющиеся в нём недостоверные и неполные сведения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К., Р. и М.В. Филандрова", в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, т.е. государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Грехов В.В. и его представитель, в судебном заседании настаивали на прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указав на то, что все обстоятельства дела, допущенные нарушения при составлении процессуальных документов, нарушают его права.
Исходя из установленных обстоятельств, суд находит, что рассмотрение вопроса о привлечении Грехова В.В. к административной ответственности при наличии выявленных нарушений при составлении процессуальных документов, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу привлекаемого к ответственности лица, учитывая срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и, истечение его на момент рассмотрения настоящей жалобы, суд приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Грехова В.В. подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 24.5, 30.6- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ,
РЕШИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Грехова Василия Владиславовича о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, - прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: