Дело № 2-291/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Мильково Камчатского края 28 сентября 2022 года
Мильковский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Курданова В.О.,
при секретаре судебного заседания Сергиевской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свидривой Светланы Геннадьевны к администрации Мильковского сельского поселения Мильковского района Камчатского края о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Свидрива С.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Мильковского сельского поселения Мильковского района Камчатского края о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований ссылается на то, что 23 января 1995 года она с семьей получила в пользование <адрес> двухквартирного <адрес> в <адрес> на основании ордера на жилое помещение выданного администрацией Мильковского района.
В указанную квартиру они заселились в 1994 году, когда в ней проживал прежний хозяин фио1, в собственности которого находился земельный участок размером 0,15 га. по адресу данной квартиры. Участок принадлежал фио1 на основании свидетельства на право собственности на землю № № ему 21 июня 1993 года главой администрации Мильковского сельского совета для размещения жилого дома и хозпостроек.
20 сентября 1994 года на основании нотариально заверенного договора купли-продажи я приобрела у фио1 данный земельный участок в границах чертежа, прилагаемого к договору, размером 0,15 га для размещения жилого дома и хозпостроек.
На основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан 19 октября 2009 года Свидривой Светлане Геннадьевне Главой Мильковского сельского поселения передано жилое помещение в собственность - 3-комнатная <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Росреестре за № ДД.ММ.ГГГГ. В государственной регистрации права собственности на земельный участок было отказано, так как договор купли-продажи земельного участка от 20 сентября 1994 года не содержит отметки о регистрации в соответствии с законодательством, действовавшем в момент его составления.
На основании изложенного истец просит суд признать за ней право собственности на земельный участок общей площадью 1 500 кв.м., местоположение - <адрес>, с кадастровым номером № категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения жилого дома и хозпостроек.
Истец Свидрива С.Г. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело без её участия.
Ответчик администрация Мильковского сельского поселения о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд представителя не направил, заявлений, ходатайств не представила, против удовлетворения требований не возражала.
Третьи лица - фио1, администрация Мильковского муниципального района, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Росреестра по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований не возражали.
Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд с учетом отсутствия возражения сторон, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не явившихся для участия в нем.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствие со ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как установлено в судебном заседании, 23 января 1995 года истец получила в пользование <адрес> двухквартирного <адрес> в <адрес> на основании ордера на жилое помещение выданного администрацией Мильковского района.
Ранее в указанной квартире, проживал фио1, которому на основании свидетельства на право собственности на землю № № выданного ему 21 июня 1993 года главой администрации Мильковского сельского совета для размещения жилого дома и хозпостроек, принадлежал земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ на основании нотариально заверенного договора купли-продажи истец приобрела у фио1 земельный участок в границах чертежа, прилагаемого к договору, размером 0,15 га, который предназначен для размещения жилого дома и хозпостроек.
На основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан 19 октября 2009 года истцу передано в собственность жилое помещение <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Росреестре за № ДД.ММ.ГГГГ, между тем в государственной регистрации права собственности на земельный участок было отказано, так как договор купли-продажи земельного участка от 20 сентября 1994 года не содержит отметки о регистрации в соответствии с законодательством, действовавшем в момент его составления.
В силу ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, вышеуказанной нормой закона устанавливается презумпция разумности и добросовестности участников гражданского оборота, которая применяется тогда, когда в соответствии с законом возможность защиты гражданских прав зависит от поведения их обладателей. Следовательно, добросовестное приобретательство жилого помещения предполагается, пока не будет доказано иное.
Суд, анализируя вышеуказанные доказательства приходит к выводу о том, что между истцом и ответчиком было соглашение о последующей передаче права собственности на основании сделки по купли-продаже квартиры.
В судебном заседании установлено, что договор купли-продажи совершен сторонами в надлежащей форме, содержит все существенные условия, предусмотренные для договора данного вида, подписан сторонами, земельный участок передан продавцом покупателю, обстоятельством, повлекшим невозможность регистрации договора в установленном порядке, явилась правовая неграмотность сторон, договор исполнен.
На основании изложенного следует, что после отчуждения земельного участка по договору купли-продажи фио1 утратил право пользования земельным участком с кадастровым номером № расположенным по адресу Камчатский край Мильковский район с. Мильково ул. Комарова д. 5 кв. 2, право собственности перешло к истцу. Кроме этого, право собственности на недвижимое имущество, расположенное на указанном земельном участке зарегистрировано за истцом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о признании права собственности на земельный участок и их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуюсь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свидривой Светланы Геннадьевны – удовлетворить.
Признать за Свидривой Светланой Геннадьевной право собственности на недвижимое имущество – право собственности на земельный участок общей площадью 0,15 га (1 500 кв.м.), местоположение - <адрес>, с кадастровым номером № категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения жилого дома и хозпостроек.
Копию решения направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение 3 суток со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца.
Председательствующий
судья