Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 апреля 2022 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,
при секретаре судебного заседания Мухлоеве А-А.Д., с участием истца ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к администрации с.<адрес> Республики Ингушетия о включении недвижимого имущества в состав наследственного имущества умершего,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8, обратился в суд с указанным требованием, ссылаясь на то, что после смерти его отца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., в апреля 2008 года, открылось наследство в виде земельного участка расположенного по адресу: РИ, <адрес>, с.<адрес>. В связи с открытием наследства, истец обратился к нотариусу Сунженского нотариального округа за оформлением наследственных прав на указанное выше недвижимое имущество, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано. Между тем факт принадлежности земельного участка, отцу истца на праве собственности подтверждается выпиской из похозяйственной книги с.<адрес> за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ После его смерти, истец продолжает пользоваться указанным имуществом, то есть фактически вступил во владение наследственным имуществом, оберегает от посягательств и притязаний третьих лиц, облагораживает, занимается посадкой культур. Просит включить недвижимое имущество, состоящее из земельного участка расположенного по адресу: РИ, <адрес>, с.<адрес>, в состав наследственной массы умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.
Истец ФИО8, в судебном заседании исковые требования подержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации с.<адрес> Республики Ингушетия, нотариус Сунженского нотариального округа РИ извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились.
Суд, счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В ст. 1110 Гражданского кодекса РФ установлено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 1 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ч. 1 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
На основании ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
На основании п. 82 Постановления Пленума ВС РФ "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для введения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации, предусмотренного пунктом 9.1. (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При этом следует иметь в виду, что в наследственную массу в установленных законом случаях могут включаться земельные участки, находившиеся в собственности либо наследуемом владении наследодателя, земельные акции (земельный пай), доля в стоимости производственных фондов колхозов (совхозов) или акции на сумму этой доли, владельцем которых являлся наследодатель, а также оставшееся после его смерти другое имущество, которое в силу ст. 213 ГК РФ может являться объектом права собственности гражданина.
Судом установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> СОАССР, открылось наследство, состоящее из недвижимого имущества – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.<адрес>.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст.1153 ГК РФ).
В связи с открытием наследства, истец обратился к нотариусу Сунженского нотариального округа за оформлением наследственных прав на указанное выше недвижимое имущество, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано.
Между тем из имеющейся в материалах дела выписки из похозяйственной книги о наличии у граждан права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия, усматривается, что ФИО1 принадлежит на праве бессрочного пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.<адрес>, о чем в похозяйственной книге №, л/сч 6 стр. 14, закладки 2017 г. администрацией с.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлена запись на основании ранее закрытой похозяйственной книги, (л.д.7).
Право собственности на указанное недвижимое имущество в установленном законом порядке ФИО1 не зарегистрировано.
После его смерти, истец продолжает пользоваться указанным имуществом, то есть фактически вступил во владение наследственным имуществом, оберегает от посягательств и притязаний третьих лиц.
Из свидетельства о рождении I-РГ № следует, что ФИО2 является отцом ФИО8.
Из свидетельства о смерти I-РГ № следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением нотариуса Сунженского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ рег.№-н/06-2022-8, ФИО8 отказано в совершении нотариального действия.
Согласно справке с администрации с.<адрес> РИ, усматривается, что при жизини ФИО1 1936 г.р., проживал по адресу: РИ, <адрес>, с.<адрес>.
Из направленного по судебному запросу ответу с администрации с.<адрес> РИ от ДД.ММ.ГГГГ, № следует, что администрация подтверждает факт выдачи выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО1, возражений, споров и иных ограничений по данному земельному участку не имеется, разрешенное использование участка «для личного подсобного хозяйства» соответствует правилам землепользования и застройки в с.<адрес>.
Из нотариального заявления зарегистрированного в реестре №-н/06-2022-1-302, следует, что ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, отказывается от причитающегося им наследства после умершего ДД.ММ.ГГГГ их отца ФИО1, не возражают против получения свидетельства о праве на наследство ФИО8
Суд при рассмотрении дела исходил из допустимости любых видов доказательств, указанных в ч. 1 ст. 55 ГПК Российской Федерации, в том числе свидетельских показаний.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО7 показал, что он является соседом истца. Умерший ФИО1, является отцом истца. После его смерти осталось наследство – земельный участок в с.<адрес>. Истце фактически принял наследство, ухаживает за ним как за своим, никаких претензий на данный земельный участок со стороны третьих лиц никогда не было.
Указанные показания свидетеля объективно подтверждаются данными, содержащимися в материалах гражданского дела, у суда нет оснований не доверять либо критически относится к показаниям свидетеля, так как судом не установлены обстоятельства заинтересованности данного лица в исходе дела, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ввиду изложенного, суд оценивает их как допустимые доказательства по делу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а также предъявление требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок находился в пользовании и владении ФИО1, по день его смерти, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования истца о включении спорного земельного участка и домовладения в наследственную массу имущества обоснованно.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО8 к администрации с.<адрес> Республики Ингушетия о включении недвижимого имущества в состав наследственного имущества умершего, удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде земельного участка общей площадью 2100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья
Сунженского районного суда РИ Л.И. Ярыгин
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 1 месяц 6 дней |
Строка статистического отчета | 176 |