Судья Бедрицкая М.А Дело № 21-464/2023
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 28 августа 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 13 июля 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Раздольненского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Гребенникова И.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В порядке пересмотра дела по жалобе Гребенниковой И.С. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Раздольненского районного суда Республики Крым 13 июля 2023 года постановлено решение, которым постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Раздольненский район Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, дело возвращено на новое рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Раздольненского района Республики Крым.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, Гребенникова И.С. ставит вопрос об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Раздольненский район Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № и принятого судебного акта с прекращением производства по делу за отсутствием состава правонарушения и за недоказанностью. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств судьей районного суда и на допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Диспозицией ч.1 ст.5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Согласно п.1 ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (п.1 ст.64 вышеуказанного Кодекса).
В соответствии с п.1 ст.65 этого же Кодекса обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании Раздольненского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 53 мин. по адресу: <адрес>, выявлен факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей Гребенниковой И.С. в отношении несовершеннолетних детей, выразившихся в несоблюдении санитарно-гигиенических норм содержания жилья, а именно в помещениях дома не проводится своевременно влажная уборка (на момент проверки полы были покрыты грязью и сухой травой, на кухне имелось большое количество грязи, остатков еды на полу и других атрибутов мебели).
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Раздольненского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Гребенникова И.С. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ.
Исходя из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Отменяя постановление комиссии, и, направляя дело об административном правонарушении в отношении Гребенниковой И.С. на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Раздольненского района Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований ч.1 ст.29.8 КоАП РФ коллегиальный орган – указанная выше комиссия не ввела протокол о рассмотрении дела.
Также, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении комиссией не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, порядок рассмотрения дела комиссией не соблюден.
С данными выводами районного суда соглашается и суд второй инстанции.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Положения ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Так, согласно ст.29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях также подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу п.6 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные ходатайства.
Заявленные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению и разрешению. Решение об отказе либо в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст.29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (ч.2 ст.29.8 КоАП РФ).
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (ч.3 ст.29.8 КоАП РФ).
Судья районного суда обоснованно установил, что комиссией нарушены требования ст.29.7 КоАП РФ, состав комиссии, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении какого лица ведется производство по делу и по какой статье не объявлялось; комиссией не разъяснены Гребенниковой И.С. её права и обязанности; в установленном порядке не рассмотрены заявленные ходатайства.
В материалах дела комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Раздольненского района Республики Крым отсутствует протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, административная комиссия допустила существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Гребенниковой И.С.
Доводы жалобы, о том, что протокол об административном правонарушении и постановление не содержат ФИО детей, в отношении которых допущено ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, не подлежат удовлетворению. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Гребенникова И.С. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Копии свидетельств о рождении содержаться в материалах (л.д.30, 30об.).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу. Существенных недостатков протокол не имеет.
Вопреки доводам жалобы, объективных данных, свидетельствующих о том, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения норм права и основных принципов судопроизводства не усматривается.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судом первой инстанции, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда и не указывают на обстоятельства, которые следует рассматривать как основание для отмены или изменение судебного решения.
На основании изложенного, у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отмены постановления комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № года и возвращения дела об административном правонарушении в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Раздольненского района Республики Крым на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения,
решение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 13 июля 2023 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, - без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>