Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-680/2023 ~ М-682/2023 от 04.09.2023

Дело № 2-680/2023

УИД 91RS0015-01-2023-000928-80

Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2023 года                                                         пгт. Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи                                   Брынди М.А.,

при секретаре                                                                Беликовой А.Ю.,

с участием: помощника прокурора                             Вайсбурга С.Л.,

                     представителя истца                                ФИО9,

                     ответчика                                                  ФИО5,

                     представителя ответчика                        ФИО18,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым в интересах Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру <адрес>, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, о признании недействительными договоры купли-продажи земельных участков,

    У С Т А Н О В И Л :

        прокурор в интересах Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском к ответчикам о признании недействительными: договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>.м с КН №№ и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО3; договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>.м с КН №№ и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1; договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>.м с КН №№ и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ФИО10 земельного участка площадью <данные изъяты>.м с КН №№ ФИО3; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ФИО5 земельного участка площадью <данные изъяты>.м с КН №№ ФИО1; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ФИО10 земельного участка площадью <данные изъяты>.м с КН №№ ФИО1.

        Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в муниципальном образовании Михайловское сельское поселение <адрес> РК. Решением первой сессии 2-го созыва Михайловского сельского совета <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ №№ ФИО5 избран главой муниципального образования Михайловское сельское поселение <адрес> РК – председателем Михайловского сельского совета – главой администрации Михайловского сельского поселения <адрес> РК. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ неустановленное лицо от имени ФИО3 изготовило в адрес администрации Михайловского сельского поселения извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>.м. с КН №№ по цене 40 000 рублей. Аналогичные извещения о намерении продать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с КН №№ площадью <данные изъяты>.м. и с КН №№ площадью <данные изъяты>.м. по цене 45 000 рублей за каждый ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года изготовлены от имени ФИО1 ФИО5 указанным лицам ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года направлены уведомления об отказе в покупке перечисленных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по предложенной цене. Вместе с тем ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ приобрел у ФИО3 и зарегистрировал на себя право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>.м. с КН №№ за 40 000 рублей. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 приобрел у ФИО1 и зарегистрировал на себя право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты>.м. с КН №№ за 45 000 рублей, а также ДД.ММ.ГГГГ года по договору купли-продажи ФИО5 приобрел у ФИО1 и зарегистрировал на себя право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 20 800кв.м. с КН №№ за 45 000 рублей. Опрошенная в прокуратуре района ФИО3 пояснила, что в начале ДД.ММ.ГГГГ года к ней с предложением купить земельный участок с КН №№ обратился ФИО11, при этом она никаких уведомлений в администрацию Михайловского сельского поселения о намерении продать земельный участок не направляла, названное извещение ДД.ММ.ГГГГ ей предоставил для подписания в МФЦ <адрес> ФИО5 при регистрации по его предложению договора купли-продажи указанного земельного участка. Опрошенная в прокуратуре района ФИО1 сообщила, что в первых числах ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к главе администрации Михайловского сельского поселения ФИО5 по вопросу оказания помощи в продаже двух земельных участков за 45 000 рублей каждый, на что ФИО5 сообщил, что выкупит указанные земельные участки самостоятельно, каких-либо уведомлений в администрацию Михайловского сельского поселения о намерении продать земельные участки она не направляла, названные уведомления ей ДД.ММ.ГГГГ предоставил для подписания в МФЦ <адрес> ФИО5 при регистрации по его предложению договоров купли-продажи земельных участков, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года ею также был подписан в МФЦ в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года она никаких договоров купли-продажи с ФИО5 не подписывала. О личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей ФИО5 не сообщил, меры по предотвращению конфликта интересов не принял. Опрошенный депутат Михайловского сельского совета ФИО12 пояснил, что бюджет Михайловского сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году составлял более 4 миллионов рублей, свободные остатки составляли около 700 000 рублей, сельское поселение имело реальную возможность выкупа указанного земельного участка у ФИО3 Также указал, что ФИО5 не уведомлял депутатский корпус Михайловского сельского поселения как о поступлении уведомлений граждан о намерении продать земельные участки, так и об отказе поселения в его лице от покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения, данный вопрос на сессию не выносился, в случае голосования по такому вопросу, он бы однозначно отдал свой голос за выкуп этих земельных участков, так как в последующем арендная плата и денежные средства шли бы на решение социальных проблем поселения, в том числе благоустройство территории, освещение улиц и ряда других проблемных вопросов. Опрошенные в прокуратуре района депутаты Михайловского сельского совета ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 дали аналогичные по сути пояснения и сообщили, что действиями ФИО5 Михайловскому сельскому поселению причинен ущерб. С учетом выявленных нарушений прокуратурой района материалы проверки в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании главы Михайловского сельского поселения <адрес> РК ФИО5, в действиях которого усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285, ч.4 ст. 327 УПК РФ, направлены руководителю Главного следственного управления СК России по <адрес>.

        Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал, также пояснил, что в данном случае, прежде всего нарушена процедура при продаже, считают, что ФИО3 и ФИО1 согласно их пояснениям не были поданы извещения о желании продать земельные участки, также ФИО5 не уведомил депутатский корпус.

        Представитель администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебном заседании исковые требования не поддержал, также пояснил, что администрация не имела возможности приобрести данные земельные участки в связи отсутствием денежных средств на их приобретение, денежные средства на данные цели должны были быть предусмотрены при формировании бюджета на соответствующий год, кроме того в ДД.ММ.ГГГГ года были внеочередные выборы и все свободные остатки были потрачены на их проведение.

        ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, в ранее представленных письменных возражениях указал, что все три сделки не являются ничтожными, поскольку добровольно совершены сторонами с достижением соглашений по всем существенным условиям договора в строгом соответствии с действующим законодательством, преимущественное право покупки муниципального образования не нарушалось; постановлением администрации Михайловского сельского поселения был утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение извещения о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Михайловского сельского поселения <адрес> РК», в котором детально прописана процедура оказания данной услуги; все поступающие от граждан извещения регистрируются в журнале входящей корреспонденции извещений о намерении продать земельный участок; уведомления об отказе регистрируются в журнале регистрации уведомлений об отказе от покупки земельного участка; для подготовки заключения с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) реализации преимущественного права покупки земельного участка распоряжением администрации Михайловского сельского поселения утвержден состав рабочей группы, которой ДД.ММ.ГГГГ было принято решение на протяжении ДД.ММ.ГГГГ года при поступлении извещений граждан о намерении продать земельные участки, считать нецелесообразным реализацию преимущественного права покупки в связи с отсутствием бюджетных средств на данные цели; в ДД.ММ.ГГГГ году о своем намерении продать земельные участки заявили 127 граждан, в результате чего администрацией было выдано 127 уведомлений об отказе от покупки; в числе обратившихся были ФИО3 и ФИО1, извещения которых зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции, уведомления об отказе от покупки также зарегистрированы в журнале регистрации уведомлений об отказе от покупки; поскольку ФИО3 и ФИО1 так и не нашли покупателей, он согласился им помочь и купил у них эти земельные участки; вступая в гражданско-правовые отношения с ФИО3 и ФИО1 законов он не нарушал; также в судебном заседании пояснил, что у администрации Михайловского сельского поселения <адрес> не было возможности приобрести указанные земельные участки, а также у администрации нет возможности использовать такие земельные участки в соответствии с их целевым назначением, экономически это невыгодно и нецелесообразно; к муниципальным служащим он не относится, является выборным должностным лицом и требования Федерального закона №25-ФЗ на него не распространяются, у него нет конкретного нанимателя.

        Представитель ФИО5ФИО18, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку ФИО19 не является муниципальным служащим, это четко прописано в ст.1 ФЗ «О муниципальной службе»; действие данного закона не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления. Есть Закон Республики Крым №№ «О реестре должностей муниципальной службы в Республики Крым», согласно разделу 4 Реестра должность главы администрации сельского поселения не отнесена к должностям муниципальной службы. Глава – это выборная должность, на него данный закон не распространяется. Земельный участок ФИО3, имеет вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, в связи с чем, согласно ст.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на него не распространяется действие данного закона. В отношении данного земельного участка правило о преимущественном праве покупки в принципе не применимо. Относительно того, что ФИО1 не направляла извещений о намерений продать земельные участки, то кроме пояснений ФИО1, которую не предупреждали об уголовной ответственности и не допрашивали в качестве свидетеля, данный довод ничем не подтверждается, а данные пояснения не являются надлежащим доказательством. В материалы дела представлены журналы регистрации, как входящей, так и исходящей корреспонденции, в которых исполняющим обязанности землеустроителя ФИО20 зарегистрированы как сами уведомления, так и под роспись вручены уведомления об отказе от покупки. Каких-либо доказательств того, что журнал переписывался, нарушена целостность нумерации, подписи не их, не представлено. Относительно возможности приобретения администрацией этих земельных участков, то кроме слов ФИО21 о том, что было 700 000 рублей свободных остатков, более ничего в иске не указано. Бухгалтерскими документами, а именно, отчетом об исполнении бюджета, пояснительной запиской к нему, самим бюджетом, подтверждается, что личных средств администрации не достаточно для содержания даже самой администрации; купить ничего они не могли в принципе. Решение об отказе в покупке принималось рабочей группой, в состав которой ФИО5 не входил, он это решение исключительно исполнял, подписывая уведомление об отказе; каких-либо доказательств давления на рабочую группу не представлено.

        Представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес> и Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания уведомлены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания не подавали.

        ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования прокурора не поддерживают и считают, что договоры купли-продажи между ними и ФИО5 заключены в соответствии с законодательством и не могут быть признаны недействительными.

        ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания уведомлены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания не подавали.

        В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

        Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии с решением Михайловского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за №№ депутат Михайловского сельского совета II созыва ФИО5 избран главой муниципального образования Михайловское сельское поселение <адрес> – председателем Михайловского совета – главой администрации Михайловского сельского поселения.

        В силу статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

        Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

        В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

        В силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О реестре должностей муниципальной службы в <адрес> (раздел IV) к должностям муниципальной службы администрации сельского поселения относятся: Группа "Главные должности" - заместитель главы администрации; Группа "Ведущие должности" - начальник самостоятельного отдела; Группа "Старшие должности" - заведующий сектором, ведущий специалист; Группа "Младшие должности" - специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.

        Указанное выше свидетельствует о том, что ФИО5 не является муниципальным служащим.

        Кроме того, из Устава муниципального образования Михайловское сельское поселение <адрес> Республики Крым (Глава №№) не усматривается обязанности председателя Михайловского сельского совета уведомлять о личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

        Согласно Земельному кодексу Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3).

        В пунктах 1, 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, принимаемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

        Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

        В случае если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка, по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

        Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

        В соответствии со ст. 22.4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" в случае продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, имеет соответствующее муниципальное образование по месту расположения земельного участка.

        Постановлением администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №№ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение извещения о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Регламент), который определяет сроки и последовательность действий администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым с физическими или юридическими лицами при предоставлении муниципальной услуги.

        В соответствии с п.2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: издание постановления администрации о покупке земельного участка; подготовка уведомления об отказе от покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

        Согласно п.3.5 Регламента основанием административной процедуры является наличие заключения рабочей группы о нецелесообразности реализации муниципальным образованием Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым преимущественного права покупки земельного участка администрация принимает решение об отказе от реализации муниципальным образованием Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым преимущественного права покупки земельного участка.

        Администрация направляет в адрес продавца уведомление об отказе от преимущественного права покупки такого земельного участка в собственность муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым в случаях: отсутствия бюджетных средств на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

        Способом фиксации результата административной процедуры является постановление или уведомление об отказе, подписанный главой администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым, и зарегистрированный с присвоением регистрационного номера и занесением данного номера в базу данных в порядке делопроизводства, установленном в администрации.

        Судом установлено, что Распоряжением главы администрации Михайловского сельского поселения №№ от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден состав рабочей группы администрации Михайловского сельского поселения по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения (т.2 л.д.51).

        Согласно протоколу №№ заседания рабочей группы администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым по вопросу рассмотрения извещения о продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ принято решение на протяжении ДД.ММ.ГГГГ года при поступлении письменных извещений от граждан в администрацию Михайловского сельского поселения о намерении продать земельный участок, считать нецелесообразным реализацию муниципальным образованием Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым преимущественного права покупки, в связи с отсутствием бюджетных средств на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым; в адрес продавца направлять уведомления об отказе от преимущественного права покупки такого земельного участка и их подписывать главой администрации муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым без рассмотрения на заседании рабочей группы; в случае внесения изменений депутатами Михайловского сельского совета в бюджет муниципального образования Михайловское сельское поселение в части планирования средств на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым, каждое заявление рассматривать комиссией индивидуально (т.2 л.д.52-53).

        Согласно журналу извещений о намерении продать земельный участок ДД.ММ.ГГГГ за №№ зарегистрировано извещение ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ за №№ и ДД.ММ.ГГГГ года за №№ зарегистрированы извещения ФИО1 (т.1 л.д.24-33).

        Согласно журналу регистрации уведомлений об отказе от покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения ДД.ММ.ГГГГ за №№ зарегистрировано уведомление ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ за №№ и ДД.ММ.ГГГГ года за №№ зарегистрированы уведомления ФИО1 (т.1 л.д.34-42).

        Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 купил у ФИО3 земельный участок с КН №№ площадью <данные изъяты>.м., имеется отметка о государственной регистрации права собственности (т.1 л.д.43-46)

        Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 купил у ФИО1 земельный участок с КН №№ площадью <данные изъяты>.м., имеется отметка о государственной регистрации права собственности (т.1 л.д.59-62).

        Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО5 купил у ФИО1, действующей в интересах ФИО4, принадлежащий ФИО4 земельный участок с КН №№ площадью <данные изъяты>.м., имеется отметка о государственной регистрации права собственности (т.1 л.д.79-83).

        Из вышеуказанных документов следует, что ФИО3 и ФИО1 в установленном порядке уведомили орган местного самоуправления о намерении продать земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения путем направления соответствующих уведомлений, на что им в свою очередь были направлены уведомления об отказе администрации Михайловского сельского поселения <адрес> РК от покупки земельных участков, после чего указанные земельные участки приобретены на основании договоров купли-продажи ФИО5 по цене, указанной ФИО3 и ФИО1 в соответствующих уведомлениях.

        В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

        В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

        Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

        Исходя из пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

        Проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства суд приходит к выводу, что преимущественное право покупки Муниципального образования Михайловское сельское поселение <адрес> Республики Крым не нарушено, поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО3 и ФИО1, действующая также в интересах ФИО4, в установленном законом порядке уведомили орган местного самоуправления о намерении продать земельные участки сельскохозяйственного назначения, на что им были направлены уведомления об отказе от приобретения соответствующих земельных участков, в связи с чем, основания для признания указанных сделок недействительными отсутствуют.

        Указанные в исковом заявлении обстоятельства о том, что ФИО3 и ФИО1 пояснили, что не направляли в администрацию Михайловского сельского поселения уведомлений о намерении продать земельные участки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела, надлежащих доказательств, подтверждающих данные обстоятельства суду не представлено. Более того, данные обстоятельства опровергаются представленными в материалы дела уведомлениями о намерении продать земельные участки, подписанными соответственно ФИО3 и ФИО1, а также данными журнала регистрации извещений о намерении продать земельные участки.

        Довод прокурора о личной заинтересованности ФИО5 при исполнении должностных обязанностей, а также о наличии либо отсутствии в его действиях нарушений антикоррупционного законодательства не заслуживает внимания и в целом на действительность рассматриваемых сделок не влияет, поскольку, законом не предусмотрен запрет на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения главой соответствующего муниципального образования, действительность сделки по отчуждению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не ставится законом в зависимость от должностного положения одной из сторон такой сделки, а также от соблюдения требований антикоррупционного законодательства. Спорные сделки были совершены ФИО5 как физическим лицом, поэтому наличие либо отсутствие у последнего каких-либо должностных полномочий и, в связи с этим, обязанностей по соблюдению антикоррупционного законодательства не являются обстоятельствами, имеющими юридическое значение при рассмотрении данного дела.

        Обстоятельствами, имеющими юридическое значение при рассмотрении данного дела, являются соблюдение требований к форме и содержанию сделки, а также соблюдение преимущественного права покупки органа местного самоуправления.

        Указанные прокурором в исковом заявлении обстоятельства о том, что ФИО5 не уведомлял депутатский корпус Михайловского сельского поселения как о поступлении уведомлений граждан о намерении продать земельные участки, так и об отказе поселения в его лице от покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения, данный вопрос на сессию не выносился, также не заслуживают внимания, поскольку установленный законом и административным регламентом порядок рассмотрения уведомлений граждан о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не предусматривает необходимость уведомления об этом депутатского корпуса и обсуждения на заседании сессии сельского совета, вопрос целесообразности приобретения земельных участков в рамках рассматриваемых правоотношений относится к компетенции рабочей группы администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым.

        Кроме того, из материалов дела следует, что рабочей группой администрации Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ было принято решение на протяжении ДД.ММ.ГГГГ года при поступлении письменных извещений от граждан в администрацию Михайловского сельского поселения о намерении продать земельный участок, считать нецелесообразным реализацию муниципальным образованием Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым преимущественного права покупки, в связи с отсутствием бюджетных средств на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым; в адрес продавца направлять уведомления об отказе от преимущественного права покупки такого земельного участка и их подписывать главой администрации муниципального образования Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым без рассмотрения на заседании рабочей группы.

        Из представленного в материалы дела журнала регистрации уведомлений об отказе от покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения усматривается, что администрация Михайловского сельского поселения в ДД.ММ.ГГГГ году не принимала решений о покупке земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, на все уведомления граждан, в числе которых также ФИО3 и ФИО1, администрацией Михайловского сельского поселения в каждом случае направлены уведомления об отказе от покупки земельных участков, которые зарегистрированы в соответствующем журнале.

        Оснований сомневаться в допустимости и достоверности исследованных доказательств, у суда не имеется.

        При таких обстоятельствах, основания для признания рассматриваемых договоров недействительными отсутствуют, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

        Руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 195-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

    в удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> Республики Крым в интересах Михайловского сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м с КН №№ и кадастровой стоимостью 231 744,52 руб., заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО3; признании недействительным договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м с КН №№ и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1; признании недействительным договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м с КН №№ и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб., заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ФИО10 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с КН №№ ФИО3; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ФИО5 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с КН №№ ФИО1; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата ФИО10 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с КН №№ ФИО1, - отказать.

    Мотивированное решение составлено 29.12.2023 года.

Председательствующий:

2-680/2023 ~ М-682/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокуратура Нижнегорского района Республики Крым
Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым
Ответчики
Побединская Оксана Александровна
Побединская Людмила Александровна
Барашовец Наталья Анатольевна
Заец Галина Ивановна
Пензештадлер Олег Николаевич
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Рспублики Крым
Государственный комитет по госудатвенной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Нижнегорский районный суд Республики Крым
Судья
Брындя Марина Анатольевна
Дело на странице суда
nizhnegorskiy--krm.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Подготовка дела (собеседование)
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Подготовка дела (собеседование)
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Подготовка дела (собеседование)
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее