Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-149/2024 (2-2325/2023;) ~ М-1544/2023 от 17.04.2023

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

    01 февраля 2024 года            <адрес>

Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:

        председательствующего – судьи Охота Я.В.,

        при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации, –

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4 обратился в суд с указанным иском, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил: сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , в перепланированном и переоборудованном состоянии общей площадью 84,0 кв.м.; признать право собственности на жилое помещение, <адрес>, кадастровый , общей площадью 84,0 кв. м. в порядке приватизации.

Исковые требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу за ФИО1 признано право пользования жилым помещением – квартирой в <адрес> Республики Крым на условиях договора социального найма. После обращения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по приватизации указанного объекта недвижимости, письмом МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> заявителю было разъяснено о возможности обратиться с данным запросом после проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности и включения имуществ в состав казны. В ходе судебного разбирательств по данному делу истцом было выявлено несоответствие площади данного жилого помещения, указанной в выписке из ЕГРН, согласно которой она составляет 51.4 кв.м., с указанной в техническом паспорте на объект недвижимости, из которого усматривается, что спорная квартира имеет площадь 84.0 кв.м. На основании изложенного, ФИО4 обратился в суд с заявленными требованиями.

Стороны в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представитель истца направил в суд заявление, в котором просил исковые требований удовлетворить в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений.

В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 4 статьи 29 ЖК РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признанно право пользования жилым помещением – квартирой в <адрес> общей площадью 84,0 кв.м., жилой площадью 38,3 кв.м. по <адрес> в <адрес> на условиях социального найма (л.д.17-22).

Указанный судебный акт не обжаловался, вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной в ответ на судебный запрос Государственным комитет по государственной регистрации и кадастру Республики копии выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на спорный объект недвижимости также следует, что комната с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, этаж расположения – 1, поставлена на кадастровый учет, и имеет общую площадь 51,4 кв.м. (л.д.43-47).

Между тем, как следует из сообщения Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в городе Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> самовольно пристроен тамбур литер «а1» 1,50?1,75, произведена перепланировка и переоборудование: часть коридора общего пользования – VI присоединен и переоборудован в санузел; помещение красного уголка – 3 используется под жилую комнату и кладовую. В результате пристройки, переоборудования и перепланировки <адрес> состоит: 1 – коридор площадью 1,7 кв.м., 2 – коридор площадью 1,5 кв.м., 3-санузел площадью 4,3 кв.м., 4-кухня-столовая площадью 27,5 кв.м., 5-кладовая площадью 4,1 кв.м., 6-жилая площадью 11,5 кв.м., 7-коридор площадью 3,4 кв.м., 8-санузел площадью 3,2 кв.м., 9-жилая площадью 26,8 кв.м. <адрес> -84,0 кв.м., жилая – 38,3 кв.м. (л.д.68).

Согласно данным представленного истцом технического паспорта жилого помещения (квартиры, комнаты) , расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-67), общая площадь жилого помещения составляет 84,0 кв.м., жилая – 38,3 кв.м. (состоит из двух комнат).

В целях правильного разрешения спора в рамках гражданского дела была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза и представлено заключение эксперта ООО «Центр судебной экспертизы и оценки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выводами проведенной по делу экспертизы, в ходе исследования <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, после выполнения работ по перепланировке, переоборудованию и реконструкции, не установлено нарушений выполненных работ, требованиям строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и других норм и правил, а именно СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные»; № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 123-ФЗ «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности», СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, СП 402.1325800.2018. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления", СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты»; СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и другой нормативно-технической документации, приведенной в исследовательской части заключения, а также в ходе проведенного исследования <адрес> перепланированном состоянии, не установлено факторов, влекущих за собой угрозу жизни и здоровью граждан, по обстоятельствам, изложенным в исследовательской части заключения.

В результате выполненных строительных работ в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> не создан новый объект недвижимого имущества.

В <адрес> были произведены работы по перепланировке, переоборудованию помещений и реконструкция, а именно:

Работы по перепланировке включают в себя:

- объединение двух жилых помещений и части коридора общего пользования;

- возведение ненесущих перегородок в помещении и коридоре общего пользования, в следствие чего образованы помещения №;

- закладка дверного проема в ранее существующем помещении площадью 51,4 кв.м.

- устройство дверного проема между образованными помещениями и .

- устройство дверного проема из существующего оконного проёма в ранее существующем коридоре общего пользования, путем демонтажа ненесущего подоконного блока в наружной несущей стене помещения (коридор) с установкой металлопластиковой двери в новообразованном дверном проеме;

- устройство дверного проема из существующего оконного проёма в ранее существующем помещении площадью 51,4 кв.м. путем демонтажа ненесущего подоконного блока в наружной несущей стене помещения (коридор) с установкой металлопластиковой двери в новообразованном дверном проеме.

Выполненные работы по перепланировке изменили параметры помещений внутри исследуемого жилого помещения и не затронули капитальных несущих конструкций жилого дома, переоборудованная часть коридора общего пользования в коридор и санузел не препятствует доступу людей в помещения общего пользования.

Работы по переоборудованию включают в себя:

- устройство помещений санузла и кухни, с подведением необходимых инженерных коммуникаций (помещение – санузел, помещение – кухня-столовая, помещение – санузел);

Выполненные работы по переоборудованию не затронули общих стояков инженерных сетей общежития.

Работы по реконструкции включают в себя:

- пристройка тамбура литер «а» (помещение – коридор) размером 1,75?1,5м. со ступенями со стороны <адрес>.

Выполненные изменения изменяют характеристики исследуемой квартиры и общежития, однако, не влекут за собой ухудшений качества самих помещений и всего здания, о чем свидетельствуют данные натурного осмотра и технической документации, а также не затрагивает интересов других жильцов.

<адрес> жилого помещения изменилась за счет выполненных работ по возведению перегородок, а также выполнению пристройки (тамбур литер «а» размером 1,75?1,5м.)

Квартира , расположенная по адресу: <адрес> имеется следующий состав помещений: помещение (коридор) площадью 1,7 кв.м., помещение (коридор) площадью 1,5 кв.м., помещение (санузел) площадью 4,3 кв.м., помещение (кухня-столовая) площадью 27,5 кв.м., помещение (кладовая) площадью 4,1 кв.м., помещение (жилая) площадью 11,5 кв.м., помещение (коридор) площадью 3,4 кв.м., помещение (санузел) площадью 3,2 кв.м., помещение (жилая) площадью 26,8 кв.м. <адрес> -84,0 кв.м., жилая – 38,3 кв.м.

По результатам проведенного визуально исследования, установлено, что фундаменты и стены здания, расположенного по адресу: <адрес> повреждений, деформаций, признаков потери устойчивости, признаков о недостаточной несущей способности, отклонений от геометрических параметров не имеют, также не установлено признаков, свидетельствующих о просадке грунтового основания под домом (кренов, выгибов, трещин, перекосов). Проведенные изменения не затронули несущие конструкции, влияющие на механическую безопасность здания, как структурно-обособленного помещения в здании. Были демонтированы не несущие элементы, которые не влияют на пространственную жесткость здания. Существовавшие ранее стены после проведенной реконструкции жилого помещения (пристройка тамбура литер «а»), на момент экспертного осмотра не имели признаков потери несущей способности, в том числе трещин, разрушений и деформаций. Учитывая положения СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», экспертом не установлено признаков, влияющих на несущую способность и устойчивость здания, конструкции находятся в работоспособном состоянии, детальное обследование объекта не требуется.

В ходе натурного осмотра, а также данных технической документации, экспертом установлено, что при осуществленной перепланировке, переоборудовании и реконструкции <адрес> конструкции находятся в хорошем состоянии, повреждений и деформаций нет, переоборудованная часть коридора общего пользования в коридор и санузел не препятствует доступу людей в помещения общего пользования. Таким образом, сохранить <адрес> по адресу: <адрес> перепланированном, переоборудованном и реконструированном состоянии представляется возможным.

    Суд, исследуя заключение эксперта, приходит к выводу о его соответствии требованиям статей 84, 86 ГПК РФ, при этом суд учитывает квалификацию эксперта, наличие диплома на осуществление данного вида деятельности. Оснований не доверять выводам, изложенным в экспертном заключении, у суда не имеется.

    На основании изложенного, исходя из того, что проведенная перепланировка не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, и сохранение помещения в измененном состоянии в ином порядке невозможно, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.

Разрешая заявленное ФИО1 требование о признании права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с абзацем 2 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Приватизация жилого фонда осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также на основании действующего административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности» утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Статьей 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признанно право пользования спорной квартирой на условиях социального найма.

В августе 2021 года истец обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о возможности приватизации спорного жилого помещения. Согласно ответу МКУ Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю разъяснено о возможности обратиться с данным запросом после проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности и включения имуществ в состав казны (л.д.23-24).

Из представленной в ответ на судебный запрос Государственным комитет по государственной регистрации и кадастру Республики копии выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение - комнату, с кадастровым номером расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.43-47).

Согласно Приложению к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 20.03.2015г. «Перечень общежитий, подлежащих передаче из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований», общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность городского округа Симферополь (л.д.27-31).

Суд отмечает, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении здания (дома) из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а соответственно и права на приватизацию жилого помещения, поскольку реализация данных прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления документов по изменению статуса здания.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. 8 ФЗ «О приватизации»).

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. ст. 1, 2, 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Спорное помещение, а также какое-либо иное жилое помещение до настоящего времени истцом не приватизировалось.

Таким образом, установив фактические правоотношения сторон, дав им надлежащую правовую оценку, основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении также и требований истца о признании права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации в полном объеме.

На взыскании судебных расходов истец не настаивал.

    С учетом изложенного, на основании ст. ст. 194-198, 321 ГПК РФ, –

    Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Сохранить жилое помещение (квартиру) , с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 84 кв.м, в перепланированном и переоборудованном состоянии.

Признать за ФИО1 в порядке приватизации право собственности жилое помещение (квартиру) , с кадастровым номером 90:22:010225:1262, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 84,0 кв.м.

Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости, с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

    Судья:           Я.В. Охота

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья:           Я.В. Охота

2-149/2024 (2-2325/2023;) ~ М-1544/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шураков Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация г. Симферополя
Другие
Государственный комиет по государственной регистрации и кадастру РК
Ермаков Максим Геннадьевич
МКУ Департамент развития муниципальной собственности
Суд
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Охота Янина Валерьевна
Дело на странице суда
kiev-simph--krm.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.07.2023Предварительное судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
05.12.2023Производство по делу возобновлено
01.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее