Дело № 2-5218/2023
14RS0035-01-2023-006756-48
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 26 июня 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Ким Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Якутска к МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «Город Якутск» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Якутска обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что по поручению прокуратуры республики с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения водного законодательства в станции биологической очистки МУП «Пригородная теплосетевая компания» - (далее по тексту- МУП «ПТСК») по адресу: г. Якутск, мкр. Кангалассы, ____ по результатам которой установлено, что решением Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование № от 28.01.2020 МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «город Якутск» является водопользователем сброса сточных в р. Лена. Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту- Управление) проведено выездное обследование 26.07.2022 с изъятием отбора проб, согласно экспертному заключению от 21.09.2022 № установлено наличие загрязнения р. Лена на момент отбора проб, также согласно экспертному заключению от 11.11.2022 № подтверждено, что именно сброс сточных вод с очистительного сооружения (КОС) МУП «ПТСК» влияют на загрязнение р. Лена. Просил взыскать с МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «Город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 36 Бюджетного кодекса РФ причиненный: окружающей природной среде ущерб в размере 61 370 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Матвеева А.Г. уточнила требования и просила взыскать с МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «город Якутск» в пользу Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 61 370 рублей по реквизитам, представленным представителем Росприроднадзора.
Ответчик МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «город Якутск», надлежаще извещено судом о месте, дате и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих в деле и разумных сроков рассмотрения гражданских дел, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства на основании ст.233 ГПК РФ.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) по доверенности Попов С.В. суду пояснил, что Управление Росприроднадзора по РС(Я) (далее - Управление) в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.06.2021 № 361 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета, в частности, платежей по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации. В иске прокурор указал неверные реквизиты, в связи с чем, ущерб должен быть взыскан по следующим реквизитам: ___. В остальной части иск прокурора считает обоснованным подлежащим удовлетворению.
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в суд также своего представителя не направило, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено также без их участия.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Якутска по поручению прокуратуры республики с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения водного законодательства в станции биологической очистки МУП «Пригородная теплосетевая компания» - (далее по тексту- МУП «ПТСК») по адресу: г. Якутск, мкр. Кангалассы, ____, по результатам которой установлено следующее.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федеральным законом № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 30.3. Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон №416-ФЗ) в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонентов абоненты, категории которых определены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), в которой, в частности, указываются фактические состав и свойства сточных вод абонента, определяемые в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ч.1 ст. 30.2. Федерального закона №416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Проверкой установлено, решением Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) вынесено решение о предоставлении водного объекта в пользование № от 28.01.2020 МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «город Якутск» является водопользователем сброса сточных в р. Лена.
Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту- Управление) проведено выездное обследование 26.07.2022 с изъятием отбора проб, согласно экспертному заключению от 21.09.2022 № установлено наличие загрязнения р. Лена на момент отбора проб, также согласно экспертному заключению от 11.11.2022 № подтверждено, что именно сброс сточных вод с очистительного сооружения (КОС) МУП «ПТСК» влияют на загрязнение р. Лена.
19.12.2022 г. произведен расчет размера вреда, причиненного водному объектов (река Лена) в результате сброса вредных (загрязняющих веществ) в составе сточных вод с выпуска биологических очистных сооружений мкр. Кангалассы ГО «город Якутск» и согласно расчету, установлено что общий размер вреда, причинённому водному объекту составил 61 370 рублей.
Также 20.12.2022 г. в адрес Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) поступило обращение Сивцева С.Г. о сбросе вод в протоку Кангаласская р. Лена, в обращении указано, что труба отведена от очистной станции п. Кангалассы.
22.12.2022 г. Управлением было проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом на месте сброса сточных вод БОС «Площадка №9 Очистные сооружения мкр. Кангалассы» с отбором проб. По результатам экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике Саха (Якутия) установлено наличие превышений загрязняющих веществ в нескольких контролируемых показателях в сравнении с утвержденным нормативом допустимого сброса в водный объект: химическое потребление кислорода (ХПК) в 4 раза; биохимическое потребление кислорода (БПК5) в 1 раз; железо в 5 раз; медь в 3 раза; натрий в 1 раз.
Экспертным заключением от 09.01.2023 № по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено наличие превышений нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
Согласно ст. 3 п. 1 Водного Кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, Осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими Федеральными законами.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и неположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующего принципа: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 77 вышеуказанного закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших.
Определяя размер ущерба, суд проверил представленные истцом расчеты, признает их относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела.
Ответчик в суд не явился и в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств, которые бы с достоверностью опровергали определение размера ущерба, не представил.
Также каких либо доказательств опровергающих доводы истца со стороны ответчика суду не представлены.
В соответствии с абзацем пятым части 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.
Вред причинен водному объекту - реке Лена. Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ все водные объекты (в том числе р. Лена), за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенных в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Управление Росприроднадзора по РС(Я) (далее - Управление) в соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.06.2021 № 361 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета, в частности, платежей по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Взыскать с МУП «Пригородная теплосетевая компания» ГО «город Якутск» в пользу Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 61 370 рублей.
Взыскание произвести по следующим реквизитам:
___
___
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.И.Холмогорова
Решение изготовлено 26.06.2023 года.