Дело № 2-859/2023
64RS0044-01-2023-000436-15
Решение
Именем Российской Федерации
<Дата> город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Хохловой И.С.,
при секретаре судебного заседания Сериковой А.Д.,
с участием представителя истца Котовой Н.В., представителя ответчика Ф.И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» к жилищно-строительному кооперативу «Рекорд-22» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома,
установил:
администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация <адрес> МО «Город Саратов») обратилась в суд с исковыми требованиями к жилищно-строительному кооперативу «Рекорд-22» (далее - ЖСК «Рекорд-22») о возложении обязанности по организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г.Саратов, <адрес> обеспечению его содержания в срок 2 месяца с момента вынесения решения окончательной форме. В обоснование заявленных требований истец указал, что было выявлено отсутствие места для накопления, сбора и вывоза отходов, отсутствие контейнерной площадки и соответствующих контейнеров для многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Саратов, <адрес>. Обязанность по устройству и содержанию места накопления, сбора и вывоза отходов для многоквартирного дома лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ЖСК «Рекорд-22». В связи с изложенным истец обратился с указанными требованиями в суд.
В возражениях на иск ЖСК «Рекорд-22» указал, что на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г.Саратов, <адрес> отсутствует возможность установки контейнерной площадки для накопления отходов, отсутствуют также денежные средства для этих целей, при этом ответчик полагает, что обязанность по установке контейнерной площадки лежит на администрации <адрес> МО«Город Саратов».
В судебном заседании представитель истца администрации <адрес> МО«Город Саратов» Котова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ЖСК «Рекорд-22» Ф.И.О. возражала против удовлетворения исковых требований, подтвердила факт отсутствия контейнерной площадки и контейнеров для сбора бытовых отходов, указала на отсутствие необходимых денежных средств и территории для размещения контейнерной площадки, полагала, что обязанность по размещению контейнерной площадки лежит на АО«Ситиматик».
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Учитывая положения ст.167ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 42 Конституции РФ и статье 8 Федерального закона от <Дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно положениям ч. 1 ст. 51 Федерального закона от <Дата> <№>?ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <Дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от <Дата> <№>?ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в п.1ст.13.4, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу п.п. 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
На основании ст. 11 Федерального закона от <Дата> № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Руководствуясь ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, помимо прочего, санитарно-техническое и другое оборудование находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подп. д, д(2) п. 11 Правил).
Согласно п. 11(1) Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, принятым во исполнение указанных Правил, в работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включена организация и содержание мест накопления твердых бытовых отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от <Дата> <№>, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в числе прочего, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
В соответствии с требованиями ч.ч. 2, 2.2, 3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом он несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что управление многоквартирным домом по адресу: г.Саратов, <адрес> осуществляет ЖСК«Рекорд-22» (сообщение заместителя начальника Государственной жилищной инспекции <адрес> от <Дата> <№>-ОНЗ).
Согласно акту обследования территории (объекта) от <Дата> и фототаблице места для накопления, сбора и вывоза отходов для многоквартирного дома по адресу: г.Саратов, <адрес> отсутствуют.
Согласно письму заместителя председателя комитета по ЖКХ администрации МО«Город Саратов» от <Дата> <№> место для накопления твердых коммунальных отходов для <адрес> в городе Саратове на придомовой территории отсутствует, заявка на согласование места накопления отходов не поступала.
Судом установлено, что предусмотренная жилищным и санитарно?эпидемиологическим законодательством обязанность по организации и содержанию места накопления отходов для многоквартирного дома лежит на ответчике как на управляющей организации таким многоквартирным домом, при этом ответчик такую обязанность не выполнил, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Возлагая на ответчика обязанность по устройству и содержанию контейнерной площадки, суд исходит из того, что собственники помещений в многоквартирном доме, выбрав способ управления домом, передали ответчику, в числе прочего, функции по установке на придомовой территории контейнеров для накопления отходов.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения возложенной обязанности продолжительностью 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие необходимых денежных средств и территории для размещения контейнерной площадки не принимается судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения установленной законом обязанности.
Довод представителя ответчика об обязанности администрации <адрес> МО«Город Саратов» по размещению контейнерной площадки не принимается судом, поскольку опровергается приведенными выше положениями закона.
Довод представителя ответчика об обязанности АО«Ситиматик» по размещению контейнерной площадки противоречит положениям ст. 24.6 Федерального закона от <Дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ. В то время как обязанность регионального оператора по организации и содержанию мест накопления таких отходов действующим законодательством не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-22» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░-22» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░