Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3051/2023 ~ М-1989/2023 от 05.04.2023

38RS0-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2023 года                                                                                                  г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

    с участием представителя истца Т.А,В,Я.И,В,,

    представителя ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Я.Е,Н,,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.А,В, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса .... по Иркутскому лесничеству, Министерству лесного комплекса Иркутской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании воздержаться от действий по запрещению и/или ограничению деятельности на земельных участках, обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельных участков на землях лесного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Т.А,В, обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству, Министерству лесного комплекса ...., Федеральному агентству лесного хозяйства, в котором просит обязать воздержаться от действий по запрещению и/или ограничению его (Т.А,В,) деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами 38; обязать исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами 38: землях лесного фонда.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в его собственности находятся земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные в .....

Указанные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером . На земельных участках настоящее время ведутся строительные работы.

**/**/**** на его личный телефон, указывает истец, поступил звонок от сотрудника полиции, который попросил явиться по месту расположения указанных земельных участков. Явившись на место, указывает истец, он увидел сотрудника полиции, и других людей, представившихся сотрудниками Иркутского лесничества. В ходе разговора с указанными сотрудниками выяснилось, что, по мнению Иркутского лесничества, его земельные участки находятся на землях лесного фонда и строительные работы ведутся незаконно, устно предложено прекратить ведение любой деятельности на указанных участках. Помимо указанного сотрудниками Иркутского лесничества составлены документы, о содержании которых ему ничего не известно.

С действиями сотрудников Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству истец не согласен, считает действия незаконными в виду.

Как указывает истец, он является собственником земельных участков с кадастровыми , которые согласно ЕГРН относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под малоэтажную жилую застройку.

Земельные участки не относятся к землям лесного. Указанное обстоятельство подтверждается решением Иркутского районного суда .... от **/**/****, по гражданскому делу по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Т.А,В, об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, которым установлено, что земельные участки не находятся на землях лесного фонда.

Истец считает, что сотрудники Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству не имеют право запрещать ему строительство на принадлежащих ему земельных участках. Полагает, что одной из причин возникновения претензий к нему со стороны Иркутского лесничества являются сведения о нахождении спорных земельных участков границах земель лесного фонда согласно Государственного лесного реестра, однако, с учетом состоявшегося решения суда, сведения Государственного лесного реестра в отношении спорных земельных участков не соответствуют действительности.

Истец Т.А,В, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, уполномочив на представление своих интересов представителя по доверенности Я.И,В,

Представитель истца Т.А,В,Я.И,В, в судебном заседании требования своего доверителя поддержал по доводам, изложенным в иске. Просил требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.

Представитель ответчика Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству Я.Е,Н, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде.

Представители ответчиков Министерства лесного комплекса Иркутской области, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу иска суду не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Т.А,В, является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , что подтверждается выписками из ЕГРН от **/**/****.

Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет **/**/****, имеют категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: условно-разрешенный вид использования: под малоэтажную застройку. Право собственности Т.А,В, на указанные земельные участки зарегистрировано **/**/****.

Собственником земельного участка с кадастровым номером является не Т.А,В,, а иное лицо – Т.И,А,

    Также судом установлено, все указанные выше земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером , что прямо следует из выписок из ЕГРН в отношении земельных участков.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Т.А,В, указывает на то, что со стороны ответчиков имеют место действия по запрету ему в использовании данных земельных участков со ссылкой на их принадлежность к землям лесного фонда, тогда как, по его мнению, решением суда установлен факт того, что земельный участок с кадастровым номером , из которого впоследствии были образованы спорные земельные участки, не относится к землям лесного фонда.

Лесным участком в силу статьи 7 Лесного кодекса РФ является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 97 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.

При этом, данное правило применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В своем Определении от 21.09.2017 № 1793-О Конституционный Суд РФ указал, что в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса РФ, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.01.2022 Иркутским районным судом Иркутской области рассмотрено гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Т.А,В, об истребовании земельного участка, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Названным решением суда в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о недоказанности истцом права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, факт незаконного владения ответчиком земельным участком, применив наряду с этим положения Закона № 280-ФЗ, известного как «лесная амнистия.

При этом при рассмотрении дела суд установил, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель: земли населенных пунктов, условно разрешенный вид использования: малоэтажная жилая застройка, уточненную площадь 2216 кв.м.; сведения об описании местоположения границ земельного участка в ЕГРН содержатся.

05.06.2015 на данный земельный участок было зарегистрировано право собственности Т.А,В, на основании договора купли-продажи участка от **/**/****.

26.02.2020 право собственности Т.А,В, на земельный участок с кадастровым номером прекращено в связи с его разделом. В результате раздела указанного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 38

Указанное решение суда вступило в законную силу.

Как следует из письма Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.05.2023, земельные участки с кадастровыми номерами 38, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером , пересекают земли лесного фонда.

Вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером 38 рассмотрен в рамках реализации Федерального закона **/**/**** № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в 2019 году.

По итогу рассмотрения вопроса в отношении земельного участка с кадастровым номером было принято решение об определении способа устранения противоречий в государственных реестрах с кодом 11.4 «иной способ» - оспаривание возникновения прав. Материалы по данному земельному участку были Министерством в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу для принятия мер по защите права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда Иркутского лесничества. Министерством в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в Иркутский районный суд было подано исковое заявление об истребовании земельного участка с кадастровым номером из чужого незаконного владения. Решением Иркутского районного суда от **/**/**** в удовлетворении исковых требований было отказано. Вместе с тем, земли лесного фонда, имеющие пересечение с земельным участком с кадастровым номером , из государственного лесного реестра не исключались.

Ходатайств о назначении по настоящему гражданскому делу судебной экспертизы от сторон не поступило, несмотря на то, что такое право им судом в ходе рассмотрения дела неоднократно разъяснялось.

Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, совокупность представленных в материалы дела доказательств, разрешая спор, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Т.А,В, исковых требований в части обязания Министерство лесного комплекса .... исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами на землях лесного фонда, исходя из того, что право собственности на исходный земельный участок с кадастровым , из которого впоследствии были образованы спорные земельные участки, возникло у истца до **/**/****, в связи с чем, в силу положений частью 3 статьи 14 Федерального закона от **/**/**** № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки не могут быть отнесены к землям лесного фонда. Более того, вопрос о принадлежности данных земельных участков к землям лесного фонда ранее был предметом судебного разбирательства, в ходе которого суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения исходного земельного участка к землям лесного фонда.

Возлагая обязанность по исключению из государственного лесного реестра сведений о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами , на землях лесного фонда на Министерство лесного комплекса Иркутской области, суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 91 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденном Постановлением Правительства Иркутской области от **/**/**** -пп, предусмотрено, что Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области (п. 1).

В соответствии с пп. 11 п. 2 главы 3 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

Оснований для удовлетворения требований истца в отношении земельного участка с кадастровым номером суд не усматривает, исходя из того, что Т.А,В, не является правообладателем данного земельного участка, а также исходя из того, что по данным Федерального агентства лесного хозяйства данный земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда.

Учитывая удовлетворение требований истца в части возложения на Министерство лесного комплекса .... обязанности по исключению из государственного лесного реестра сведений о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами , оснований для удовлетворения требований истца в части в части возложения на ответчиков обязанности воздержаться от действий по запрещению и/или ограничению его деятельности на спорных земельных участках суд не усматривает, находя данные требования излишними.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т.А,В, – удовлетворить частично.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами на землях лесного фонда.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Т.А,В, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательно форме решение принято 21 июля 2023 года.

Судья:                                                          О.В. Недбаевская

2-3051/2023 ~ М-1989/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Таранов Александр Вадимович
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Иркутскому лесничеству
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Недбаевская О.В.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Подготовка дела (собеседование)
26.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее