Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1122/2023 ~ М-301/2023 от 26.01.2023

Дело № 2-1122/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2023 года                                                         г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующей судьи                           Пакула М.Р.

                   с участием секретаря                                         Соловей А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Администрации Новоандреевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к Белан Т.В., третьи лица Рощина А.Н., Рощин А.В. об изъятии земельного участка,

У С Т А Н О В И Л

Администрация Новоандреевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Белан Т.В. об изъятии земельного участка. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Белан Т.В. не является гражданкой Российской Федерации и ей принадлежит <данные изъяты> доля земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. На указанном земельном участке располагается жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером . Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым признано приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Поскольку до настоящего времени ответчица не предприняла действий, направленных на отчуждение принадлежащей ей доли земельного участка, просят осуществить принудительную продажу <данные изъяты> доли земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

Определением суда от 21 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика были привлечены Рощин А.Н. и Рощин А.В.

Представитель Администрации Новоандреевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще. Заместитель главы Администрации Новоандреевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым предоставил письмо о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме.

Представитель ответчицы, назначенная в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных исковых требований просила отказать.

Третьи лица в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения

дела извещались путем направления судебных повесток по адресам, имеющимся в материалах дела, однако судебные повестки возвратились в суд за истечением срока хранения.

         Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса на основании представленных доказательств.

Выслушав доводы представителя ответчицы, проверив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования Администрации Новоандреевского поселения Симферопольского района Республики Крым подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.

Доказательствами по делу согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 12 ноября 2019 года № 2970-О в силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками – постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота    или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации) не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из части 1 статьи 9, части 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 3 статьи 62 Конституции

Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных с одной стороны в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в части 1 статьи 9, согласно которой земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и в части 1 статьи 36, регламентирующей, что право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего согласно статьи 9, 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность

ее территории (часть 1, 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятие из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

В силу пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации № 26 от 09 января 2011 года «Об утверждении перечня пограничных территорий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 201 территория муниципального образования Симферопольского района Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.

Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных статьей 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Новоандреевское сельское поселение входит в состав территории муниципального образования Симферопольского района Республики Крым.

Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской

Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось

имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При

этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238 Гражданского

кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения принудительной продажи имущества регламентирован положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ.

Белан Т.В. является гражданкой Украины, паспортом гражданина Российской Федерации не документирована, что подтверждается письмом МВД по Республике Крым от 07 марта 2023 года № 7972.

Как усматривается из ЕГРН от 07 июня 2023 года, от 07 марта 2023 года, материалов реестрового дела право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, зарегистрировано на <данные изъяты> долю за Рощиной А.Н., на <данные изъяты> за Белан    Т.В., на <данные изъяты> долю за Рощиным А.В.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая то, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, входит в состав приграничной территории - муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, в связи с чем не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, принадлежащая Белан Т.В. <данные изъяты> доля подлежит принудительной продажи с публичных торгов с последующей передачей Белан Т.В. вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных Администрацией Новоандревского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на отчуждение имущества. При этом начальную продажную цену отчуждаемого имущества следует определить равной рыночной стоимости, установленной специализированной организацией привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Руководствуясь статьями 55-56, 59-60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление Администрации Новоандреевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым к Белан Т.В., третьи лица Рощина А.Н., Рощин А.В. об изъятии земельного участка- удовлетворить.

Принудительно продать с публичных торгов <данные изъяты> долю земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, принадлежащую на праве собственности гражданке Украины Белан Т.В., с последующей передачей ей вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных Администрацией Новоандреевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на отчуждение имущества.

Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной рыночной стоимости, установленной специализированной организацией привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым

в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                         М.Р. Пакула

Мотивированное решение составлено и подписано 30 мая 2023 года.

2-1122/2023 ~ М-301/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Новоандреевского сельского поселения симферопольского района Республики Крым
Ответчики
Белан Татьяна Васильевна
Другие
Рощин Андрей Васильевич
Рощина Анна Николаевна
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Пакула Марьяна Романовна
Дело на странице суда
simpheropolskiy--krm.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее