Дело № 2-523/2021
УИД 25RS0022-01-2021-001178-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 24 сентября 2021 года
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кандыбор С.А.,
при секретаре Онопко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к З.М. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно,
УСТАНОВИЛ:
Истец КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратился в суд с иском к З.М. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, в обоснование которого указано, что 17.06.2020 З.М. через портал предоставления государственных и муниципальных услуг Российской Федерации в отделение по Уссурийскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» подал заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет утвержден постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп. На июнь 2020 г. размер ежемесячной денежной выплаты составлял 7221 рублей. 24.07.2020 в соответствии с заявлением и полученной информацией З.М. была назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на период с 01.01.2020 по 30.06.2021, выплата которой производилась путем перечисления денежных средств на лицевой счет вклада, открытого З.М. в ПАО «<данные изъяты>». При расчете среднедушевого дохода семьи на дату обращения 24.07.2020 учитывались доходы за период с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г. Величина прожиточного минимума на душу населения за 2 квартал 2019 года составляла 13189 рублей, при расчете среднедушевой доход семьи ответчика составил 0 рублей. Размер назначенных в 2021 г. ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет, начиная с 01.01.2021 проиндексирован, исходя из прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте РФ на 2021 г. и составил 7704,50 рублей. 07.04.2021 ответчик повторно обратился с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в графе дополнительные сведения З.М. указал о том, что заявитель или члены его семьи являются военнослужащими. При рассмотрении обращения расчетный период для определения среднедушевого дохода семьи приходился на период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. Структурным подразделением был произведен запрос через СМЭВ в ГУ УПФ РФ в г. Уссурийске и в МИФНС России № 9 по Приморскому краю, из ответа следовало, что в период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. супруга З.М. не осуществляла трудовую деятельность, перечисления НДФЛ в отношении З.Е. в налоговый орган не поступали. Решением от 14.04.2021 З.М. было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в силу п.п. «ж» п. 5.5 Порядка в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов семьи доходов. Поскольку З.М. по собственной инициативе сведения о доходах по месту службы представлены не были, в воинскую часть, в которой ответчик проходит службы, был направлен запрос о предоставлении сведений о доходах за 2018, 2019 г.г. В мае 2021 г. поступили сведения о доходах З.М. за необходимый период, исходя из которых было установлено, что среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Приморском крае, в связи с чем у семьи изначально отсутствовало право на получение ежемесячной выплаты. С учетом представленных сведений о доходах, среднедушевой доход семьи З.М. составил 18611,87 рублей, что на 5422,87 рублей превысили величину прожиточного минимума 13189 рублей. 14.05.2021 вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с превышением среднедушевого дохода семьи. Протоколом переплаты № от 14.05.2021 зафиксирована сумма неправомерно полученной выплаты в размере 117470 рублей за период с 01.01.2020 по 30.04.2021. В добровольном порядке З.М. полученные денежные средства не возместил. Ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ просит взыскать с З.М. в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» неправомерно полученную ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в сумме 117470 рублей за период с 01.01.2020 по 30.04.2021.
В судебном заседании представитель истца Ш.Т. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Указала, что усматривает признаки недобросовестности в поведении ответчика, обратившегося за выплатой, поскольку основанием для предоставления таковой являются обстоятельства получения семьей доходов ниже прожиточного минимума. Заявителю, являющемуся военнослужащим, заведомо было известно, что его семья малоимущей не является. Все необходимые сведения при принятии решения о назначении выплаты были запрошены и получены. Только при повторном обращении за получением выплаты, когда заявитель на основании новой формы заявления указал, что он либо члены его семьи является военнослужащим, с учетом того, что ФНС сведений в отношении доходов военнослужащих не предоставляет, истцом были получены сведения о доходах ответчика непосредственно из Министерства обороны. Несмотря на то, что при первоначальном обращении с заявлением о предоставлении выплаты у ответчика отсутствовала обязанность сообщить, что он является сотрудником Министерства обороны, считает, что эта информация была им скрыта.
Ответчик З.М. исковые требования не признал, пояснил, что своей вины в получении необоснованно начисленной ему суммы не имелось, поскольку при первоначальном обращении он заполнил все графы в заявлении, форма которого была предоставлена через Госуслуги, он указал свой доход 52000 рублей. Заявление было проверено, одобрено, ему назначена выплата, которую он начал получать.
Оценив заявленные требования, выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, установленных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей в Российской Федерации», которым с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая формы заявления о ее назначении. Согласно п. 12 основных требований, документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
В соответствии со ст. 7 (1) Закона Приморского края от 29.12.2004 № 217-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае» право на ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, имеющей детей в возрасте от трех до семи лет включительно, являющихся гражданами Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден Постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп (далее - Порядок).
Согласно Порядку (в редакции, действовавшей на дату назначения З.М. ежемесячной выплаты) право на ежемесячную выплату возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, воспитывающей ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (п. 1.2).
Для назначения ежемесячной выплаты заявитель либо его уполномоченный представитель представляет заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, в структурное подразделение краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по месту жительства (пребывания) на территории Приморского края (далее соответственно - структурное подразделение КГКУ, КГКУ) (п. 3.1).
Предоставление дополнительных сведений, в том числе о том, что члены семьи заявителя либо он сам, являются военнослужащими, предусмотрено типовой формой согласно изменениям, которые вносятся в Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2021 № 489 (вступило в силу с 01.04.2021).
Согласно п. 3.3. Порядка документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения и не истребуются структурным подразделением КГКУ у заявителя.
В силу п. 4.6. Порядка структурное подразделение КГКУ вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях структурное подразделение КГКУ вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
В качестве оснований для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты указано, в числе иных, превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (п. 5.5). Суммы, излишне выплаченные получателю ежемесячной выплаты вследствие представления им заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, возмещаются получателем добровольно. В случае предоставления ежемесячной выплаты в завышенном размере вследствие ошибки, допущенной структурным подразделением КГКУ при расчете размера ежемесячной выплаты, излишне выплаченные получателю суммы ежемесячной выплаты, подлежат удержанию из ежемесячной выплаты, причитающейся в последующем периоде. Размер удержаний не может составлять более пятидесяти процентов от суммы выплачиваемой ежемесячной выплаты (п. 5.7).
Из представленного истцом заявления № от 17.06.2020 усматривается, что ответчик З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просил назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от трех до семи лет включительно, указав все необходимые сведения, предусмотренные Порядком (в действовавшей редакции). В графе информации о членах семьи правообладателя указана супруга З.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Достоверность и полнота представленных заявителем сведений истцом не оспаривается. Из заявления от 07.04.2021, кроме изложенного, в графе дополнительные сведения указано о том, что заявитель или члены его семьи являются военнослужащими.
Таким образом, обстоятельства представления З.М. заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, не установлены, доказательства их наличия суду не представлены.
Согласно расчету СДД за период с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г. доход З.М. составил 0,00 рублей.
Из информации ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Уссурийске следует, что в период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. супруга ответчика, З.Е. не осуществляла трудовую деятельность.
Ответом МИФНС России № 9 по Приморскому краю подтверждается отсутствие перечислений НДФЛ в отношении З.Е. в налоговый орган.
Решением Отделения по Уссурийскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения» Приморского края от 14.04.2021 отказано З.М. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов за последние 12 календарных месяцев предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты.
Согласно расчету СДД за период с декабря 2018 г. по ноябрь 2019 г. среднедушевой доход семьи З.М. составил 18611,87 рублей, что на 5422,87 рублей превышает величину прожиточного минимума 13189 рублей.
Решением Отделения по Уссурийскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения» Приморского края от 14.05.2021 отказано З.М. в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно по причине того, что среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума.
Протоколом переплаты от 14.05.2021 № в результате поступления сведений о заработной плате З.М. установлено превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения за второй квартал 2019 г., выявлены необоснованно выплаченные суммы ЕДВ на детей от 3 до 7 лет включительно в размере 117470 рублей за период с 01.01.2020 по 30.04.2021. Указанный протокол получен З.М. 02.06.2021.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из того, что доказательств наличия счетной ошибки и недобросовестности ответчика при получении З.М. назначенной в установленном законом порядке выплаты, истцом не представлено. З.М. не допускал сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, и не предъявлял документы, содержащие заведомо недостоверные сведения. Непредставление З.М. сведений о доходах не может свидетельствовать о недобросовестности ответчика, поскольку обязанность проверить условия назначения мер социальной поддержки и обоснованность перечисления соответствующих денежных средств их получателю возлагаются исключительно на уполномоченный государственный орган. Указанные выводы суда также подтверждаются тем, что иных мер к установлению сведений о доходах семьи ответчика применительно к вышеуказанным обстоятельствам, с учетом того, что перечень процедур, перечень и проверки представленных З.М. сведений согласно вновь введенной типовой форме заявления, истцом при назначении ответчику выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет не принималось.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к З.М. о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме (с учетом выходных дней) составлено 04 октября 2021 года.
Судья С.А. Кандыбор