дело (УИД) №
производство №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.В.,
с участием представителя истца помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Зюзина Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Мценскпрокат» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мценский районный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мценскпрокат» (далее по тексту ООО «Мценскпрокат») о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.
В обоснование требований указано, что Орловская природоохранная межрайонная прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, установила, что у ООО «Мценскпрокат» отсутствуют разрешительные документы при эксплуатации на территории Орловской области стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Так, предприятие эксплуатирует промышленный объект: «Производственная территория ООО «Мценскпрокат», расположенный по адресу: <адрес> (введен в эксплуатацию 12.04.2018, тип объекта - площадной). На Производственной территории имеется 5 организованных и 10 неорганизованных источников загрязнения атмосферы. Объект поставлен на учет в качестве объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и внесен 10.02.2022 года в Региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением объекту кода №. На Производственной территории ООО «Мценскпрокат» за счет эксплуатации 15 источников выбросов в атмосферный воздух поступают 15 видов загрязняющих веществ, в том числе: диАлюминий триоксид, диЖелезо триоксид, марганец и его соединения, медь оксид, никель оксид, азота диоксид и другие. Для источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Мценскпрокат» проведена их инвентаризация на основании заключенного 06.07.2021 года ООО «Мценскпрокат» договора с Орловским Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», составлен отчет об инвентаризации. Кроме того, 17.02.2022 года заключен договор, в рамках которого Орловским филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» на протяжении 2022 года проводятся замеры выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. 21.12.2021 года с ООО «СГК ГРУПП» заключен договор на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации предельнодопустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако, до настоящего времени на проект нормативов допустимых выбросов для ООО «Мценскпрокат» положительное санитарно-эпидемиологическое заключение не получено.
В нарушение требований законодательства ООО «Мценскпрокат» декларация о воздействии на окружающую среду в соответствии с требованиями ст.31.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон «Об охране окружающей среды»), ч.10 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту Закон «Об охране атмосферного воздуха») не разработана, на согласование в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области не представлена
Указывают, что осуществление хозяйственной деятельности ООО «Мценскпрокат» с использованием значительного количества источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешительных документов на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и систематического контроля за соблюдением установленных нормативов, создает непосредственную угрозу загрязнения атмосферного воздуха как компонента окружающей природной среды, причинения вреда жизни и здоровью граждан. Непредставление декларации о воздействии на окружающую среду хозяйствующим субъектом влечет также отсутствие установленного контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, образуемых и размещаемых отходов, надлежащей организации производственного контроля и проведения природоохранных мероприятий.
По указанным основаниям с учетом уточнения исковых требований просит обязать ООО «Мценскпрокат» в срок до 01.07.2022 года разработать декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта №), расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст.31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 года № «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», и представить ее в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Просит также обязать ООО «Мценскпрокат» в срок до 01.07.2022 года разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными Приказом Минприроды России от 28.11.2019 года №, и направить их на согласование в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
В судебном заседании представитель истца помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Зюзин Д.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Мценскпрокат» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении генеральный директор ООО «Мценскпрокат» указал, что заявленные исковые требования признает и обязуется разработать декларацию о негативном воздействии на окружающую среду в заявленный прокурором срок.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «Мценскпрокат» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 12.04.2018 года, основным видом которого является производство чугуна, стали и ферросплавов.
При осуществлении указанной деятельности ООО «Мценскпрокат» эксплуатирует промышленный объект: «Производственная территория ООО «Мценскпрокат», расположенный по адресу: <адрес> (введен в эксплуатацию 12.04.2018, тип объекта - площадной).
На Производственной территории имеется 5 организованных и 10 неорганизованных источников загрязнения атмосферы.
Указанный объект поставлен на учет в качестве объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и внесен 10.02.2022 года в Региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением объекту кода №
Однако при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Мценскпрокат» не соблюдаются требования законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно декларация о воздействии на окружающую среду не разработана и на согласование в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области не представлена, а также не согласованы мероприятия при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с уполномоченным региональным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Орловской области региональный государственный экологический надзор.
Статьей 3 Закона «Об охране окружающей среды» установлены основные принципы хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, среди которых являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды» одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности является атмосферный воздух.
Согласно ст. 39 Закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха как жизненно важного компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных, гарантирующие реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, установлены Законом «Об охране атмосферного воздуха».
В ч. 1 ст. 30 Закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 12 Закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (ПДВ).
При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 года № «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Согласно п. 5, п. 8 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного названным Постановлением, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при котором вредное физическое воздействие от такого и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух.
Предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу п. 9 указанного Положения нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что для объектов II категории расчеты нормативов допустимых выбросов являются приложением к декларации о воздействии на окружающую среду. Нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
Согласно п. 12 Положения разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Закона Федерального закона «Об охране окружающей среды» (п. 13 Положения).
В соответствии с ч.10 ст. 15 Закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2-4 ст.31.2 Закона «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов.
В соответствии с ч.7 ст.31.2 Закона «Об охране окружающей среды» форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1, 1.2 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Закона «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Форма и порядок заполнения декларации о воздействии на окружающую среду утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 года № «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью».
Согласно ч.2 ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп.56 п.7 группы полномочий в сферах охраны окружающей среды Положения о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области, Департамент принимает декларации о воздействии на окружающую среду от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
В силу ст. 16 Закона «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами.
Аналогичные требования к охране атмосферного воздуха и основы государственного нормирования допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, гарантирующие сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, содержатся в ст.ст. 3, 19, 22, 23, 34, 39 Закона «Об охране окружающей среды».
Согласно ч.3 ст.19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В силу п.п. 4-5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 года № (далее по тексту Требования), хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.11.2011 года № «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (далее по тексту Порядок прогнозов о НМУ). Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно п.19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Из материалов дела следует, что Орловским природоохранным межрайонным прокурором в результате проведенной проверки установлено, что согласно данных системы Производственно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (сокращенно ПТО УОНВОС) информационного сервиса Росприроднадзора на Производственной территории ООО «Мценскпрокат» за счет эксплуатации 15 источников выбросов в атмосферный воздух поступают 15 видов загрязняющих веществ, в том числе: диАлюминий триоксид, диЖелезо триоксид, марганец и его соединения, медь оксид, никель оксид, азота диоксид и другие.
Для источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «Мценскпрокат» проведена их инвентаризация на основании заключенного 06.07.2021 года договора с федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу», составлен отчет об инвентаризации.
Кроме того, 17.02.2022 года ООО «Мценскпрокат»заключен договор, в рамках которого Орловским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» на протяжении 2022 года проводятся замеры выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
21.12.2021 года ООО «Мценскпрокат» с обществом с ограниченной ответственностью «СГК ГРУПП» заключен договор на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако до настоящего времени на проект нормативов допустимых выбросов для ООО «Мценскпрокат» положительное санитарно-эпидемиологическое заключение не получено.
Вместе с тем, в нарушение требований Закона «Об охране атмосферного воздуха», предъявляемых к хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты, отнесенные к II категории и осуществляющим выбросы вредных (загрязняющих веществ), ООО «Мценскпрокат» декларация о воздействии на окружающую среду в соответствии с требованиями ст.31.2 Закона «Об охране окружающей среды», ч.10 ст. 15 Закона «Об охране атмосферного воздуха» не разработана, на согласование в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области не представлена, что подтверждается информацией уполномоченного органа контроля от 22.02.2022 №.
Действующего на настоящий момент разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, освобождавшего бы ответчика от обязанности представлять декларацию о воздействии на окружающую среду до конца действия такого разрешения, у организации также не имеется.
Осуществление хозяйственной деятельности ООО «Мценскпрокат» с использованием значительного количества источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешительных документов на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и систематического контроля за соблюдением установленных нормативов, создает непосредственную угрозу загрязнения атмосферного воздуха как компонента окружающей природной среды, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Непредставление декларации о воздействии на окружающую среду хозяйствующим субъектом влечет также отсутствие установленного контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, образуемых и размещаемых отходов, надлежащей организации производственного контроля и проведения природоохранных мероприятий.
Также Орловским природоохранным межрайонным прокурором в результате проведенной проверки установлено, что мероприятия при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с уполномоченным региональным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Орловской области региональный государственный экологический надзор, не согласованы, что противоречит ст.19 Закона «Об охране атмосферного воздуха», п.19 Требований. Данный факт подтверждается информацией Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 03.03.2022 года №.
По информации Орловского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-Филиала ФГБУ «Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 01.03.2022 года № прогнозы НМУ в адрес ООО «Мценскпрокат» не предоставляются, что свидетельствует о ненадлежащей организации выполнения обязанностей по организации мероприятий при НМУ, определенных п.19, п.23 Требований, невыполнении ООО «Мценскпрокат» при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, требований законодательства по осуществлению регулирования выбросов в атмосферный воздух при НМУ, что также влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Однако противоречащая законодательству деятельность ООО «Мценскпрокат» нарушает гарантированное статьями 42 Конституции РФ, 11 Закона «Об охране окружающей среды», 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1 Закона «Об охране атмосферного воздуха» право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной или иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить иск Орловского природоохранного межрайонного прокурора и обязать ООО «Мценскпрокат» в срок до 01.07.2022 года разработать декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и представить ее в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, а также в срок до 01.07.2022 года разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и направить их на согласование в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
В связи с удовлетворением иска, на основании пункта 3 части 1 статьи 333.19, пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования г. Мценск Орловской области государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Мценскпрокат» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Мценскпрокат» в срок до 01.07.2022 года разработать декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта №), расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 года № «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью», и представить ее в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Мценскпрокат» в срок до 01.07.2022 года разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 года №, и направить их на согласование в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мценскпрокат» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мценск Орловской области в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2022 года.
Председательствующий Н.С. Некрасова