УИД: 91RS0№-67
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО7 <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю, Управление образования <адрес> Республики Крым, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с иском, в котором просит обязать администрацию <адрес> Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО8 <адрес> Республики Крым (далее по тексту –ФИО9» <адрес> Республики Крым) финансовые средства, необходимые для приобретения пылеулавливающего (газоочистного) оборудования; обязать ФИО10» <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев с момента получения денежных средств оборудовать находящуюся в пользовании образовательного учреждения котельную пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым при осуществлении надзорных мероприятий по вопросам исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что за ФИО11 <адрес> Республики Крым на праве оперативного управления закреплен объект, представляющий собою источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная). Указанный объект находится на территории ФИО14» <адрес> Республики Крым, примыкает к образовательному учреждению, расположен вблизи места массового нахождения несовершеннолетних. При работе угольных котельных в атмосферный воздух выбрасываются зола твердого топлива, углерод, диоксид азота, диоксид серы, бензапирен и другие загрязняющие атмосферный воздух вещества, при этом объект теплоснабжения -котельная ФИО12» не оборудована пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием. <адрес> в целях устранения нарушений в адрес ФИО13» <адрес> Республики Крым внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, которое по итогам рассмотрения признано обоснованным. При этом до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем прокуратура <адрес> обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Администрации Ленинского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу Севастополю.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик -<адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечила, надлежаще извещена, возражений на иск не представила.
Ответчик - ФИО15» <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежаще извещено. В суд поступило заявление директора ФИО16» <адрес> Республики Крым ФИО3 о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, исковые требования не признает, поскольку объект -котельная ФИО17» <адрес> Республики Крым отнесена к IV категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Третье лицо-Управление образования <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Третьи лица -Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены.
Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГПК РФ), суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Исследовав материалы дела, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту –ГК РФ) предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Статья 42 Конституции РФ предусматривает право каждого на благоприятную окружающую среду.
В рамках национального проекта «Экология» в <адрес> реализуется государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среда и рационального использования природных ресурсов Республики Крым».
Целью региональная программы является формирование благоприятной экологической среды в <адрес> для устойчивого социально-экономического развития Республики Крым.
Задачами регионального проекта являются снижение антропогенного воздействия на окружающую среду Республики Крым, в тои числе, с помощью внедрения экологического менеджмента, современных очистных сооружений, ресурсо- и энергосберегающих технологий, эффективной системы нормирования антропогенной нагрузки на окружающую среду, снижения объемов образования отходов и загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В силу статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха") загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
При эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами (часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 7 статьи 16).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 498 (далее - Правила).
Пунктами 8, 9 указанных Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, в силу п. 4.1.1.2. "ФИО6 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования", утвержденные постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 553, тепломеханическое оборудование установки котельной, которое включает полностью или частично, в том числе, оборудование для очистки дымовых газов, которое включает полностью или частично: комплектные золовые электрофильтры, золоуловители механические (циклоны, батарейные циклоны, аппараты мокрой очистки), оборудование для удаления золы из-под золоуловителей в пределах установки, установка сероочистки (блок абсорбера, насосы подачи суспензии, воздуходувки, теплообменники жидкостные и газовые для охлаждения и подогрева газов до и после сероочистки, дозаторы известняка, дозаторы гипса, аппараты для приготовления и хранения реагентов), установка азотоочистки (каталитические реактор с системой ввода и распределения аммиачновоздушной смеси, дозаторы аммиака, теплообменники для подогрева газов), дымососы газоочистки, зологазовоздухопроводы в пределах газоочистки, газопроводы от котла до сборных боровов к дымовой трубе, системы автоматизации, управления и технологических защит газоочистки, система технической диагностики газоочистки.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> Республики Крым по результатам проведения проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в адрес ФИО18» <адрес> Республики Крым внесено представление №Прдр№/-20350017 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.
Из ответа директора МБОУ «Октябрьская СОШ» <адрес> Республики Крым на представление прокурора следует, что с момента ввода в эксплуатацию здания котельной (1984 год) проектом не была предусмотрена пылеулавливающая установка, она предусматривается при реконструкции котельной. Ежегодно МБОУ «Октябрьская СОШ» <адрес> Республики Крым вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Судом также установлено, что согласно ст.ст. 1.5, 1.6 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" <адрес> Республики Крым, образовательное учреждение по своей организационно-правовой форме бюджетным учреждением, учредителем которого является Муниципальное образование <адрес> Республики Крым в лице <адрес> Республики Крым.
Согласно информации заместителя главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), № <адрес> Республики Крым имеет собственную котельную, здание котельной не оформлено.
Согласно Справке по результатам участия в проверке исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации угольной котельной №» <адрес> Республики Крым, составленной специалистами отдела государственного контроля (надзора) <адрес> управления государственного контроля (надзора) Керченского региона, школа оборудована угольной котельной, расположенной в отдельно стоящем здании. Согласно паспорту котельного оборудования указанная котельная оборудована водогрейным котлом марки КВр-0,35 (зав. №, год выпуска 2019), предназначенным для сжигания твердого топлива (угля). При осмотре угольной котельной установлено, что при работе водогрейного котла отвод продуктов сгорания твердого топлива (угля) осуществляется посредством дымохода, представляющего собой металлический канал и стационарного источника выбросов –дымовой трубой, расположенной у заднего фасада котельной. Установка очистки газов при эксплуатации водогрейного котла не применяется. В ходе проведения проверки ФИО19 <адрес> Республики Крым представлен отчет об инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам инвентаризации установлено, что от котельной в атмосферу выбрасывается 23,203808 т/год загрязняющих веществ, в том числе, 23,188 т/год загрязняющих веществ (азота оксида, азота диоксида, углерода, серы оксида, бенз(а)пирена, пыли неорганической). Объект негативного воздействия на окружающую среду ФИО20 «Территория школы» поставлен на учет объектов негативного воздействия (далее –НВОС) с присвоением кода объекта НВОС №П и III категории НВОС. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО21 категория НВОС изменена с III на IV. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категории (далее –Критерии). Пунктом 7.1 Критериев установлено, что к объектам IV категории относятся объекты, у которых отсутствуют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или имеются стационарные источники загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ. Согласно данным Отчета ФИО22 суммарная масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от всех источников загрязнения атмосферного воздуха, отраженных в Отчете, составляет более 10 тонн в год (23,203808 тонн в год), что не соответствует критериям отнесения объекта к IV категории НВОС. Оценка соответствия гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха при эксплуатации объекта негативного воздействия ФИО24» не проводилась. Таким образом, факт отсутствия установки очистки газа при эксплуатации ФИО23» <адрес> Республики Крым угольной котельной свидетельствует о возможном нарушении нарушения абз. 4 п.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 8 правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно информации Управления образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № на имя и.о. прокурора <адрес> Республики Крым, техническая документация на котельные образовательных учреждениях <адрес> Республики Крым отсутствует, с момента ввода в эксплуатацию котельных не были предусмотрены очистные сооружения, их установка предусматривается при реконструкции объекта. Образовательными учреждениями производится мониторинг стоимости разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт (переоборудование) котельных. После определения общей суммы денежных средств будет подано ходатайство о выделении дополнительного финансирования.
Таким образом, судом достоверно установлено, что эксплуатация котельной ФИО25» <адрес> Республики Крым осуществляется в отсутствие газоочистного оборудования, что является нарушением п. 4.1.1.2 ФИО6 50831-95 "Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования", и приводит к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.
Тот факт, что проектная документация котельной не предусматривала обязательную установку газоочистного сооружения, не может являться основанием для освобождения ответчиков от исполнения вышеуказанных требований закона по оборудованию котельной пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием.
При этом суд считает необходимым отметить, что возложенная действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанность по экологической защите граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия финансовых средств.
Судом достоверно установлено, что при эксплуатации ответчиком оборудования котельной МБОУ «Октябрьская СОШ» <адрес> Республики Крым в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сжигания каменного угля, указанное безусловно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиками не представлено.
Суд отмечает, что обязанность по выделению финансирования на проведение мероприятий по оборудованию котельной газоочистным оборудованием лежит на <адрес> Республики Крым как на учредителе образовательного учреждения, при этом обязанность по обеспечению очистки выбросов загрязняющих веществ лежит именно на ФИО26 <адрес> Республики Крым, как на лице, владеющем, использующем данное имущество по договору оперативного управления, а также эксплуатирующем котельную.
При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования и.о. прокурора <адрес> Республики <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По мнению суда, необходимо установить срок исполнения решения суда в части выделения финансовых средств в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, при этом обязанность оборудовать котельную пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием установить в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, данные сроки будут являться разумными и обеспечат соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить обязанность на <адрес> Республики Крым (ОГРН 1149102108726, ИНН 9111005882) в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить ФИО27 <адрес> Республики Крым финансовые средства, необходимые для приобретения пылеулавливающего (газоочистного) оборудования.
Возложить обязанность на ФИО28 <адрес> Республики Крым (ОГРН 1159102002465, ИНН 9111010177) в течение 6 (шести) месяцев с момента получения денежных средств оборудовать находящуюся в пользовании образовательного учреждения котельную пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Ермакова