Дело № 12-402/2022
РЕШЕНИЕ
29 июня 2022 года город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Котешко Людмила Леонидовна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Вакуленчука, д. 3), жалобу начальника отдела реализации технических присоединений Общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» - Пилипенко Сергея Владимировича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. № от 02 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – начальника отдела реализации технических присоединений Общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» - Пилипенко Сергей Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. № от 02.02.2022 года начальник отдела реализации технических присоединений ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, начальник отдела реализации технических присоединений ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. подал жалобу в адрес Гагаринского районного суда города Севастополя, в которой просит постановление о привлечении его к административной ответственности – отменить, а производство прекратить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что административный орган не установил в чем именно заключалась вина должностного лица, какие он мог предпринять действия для соблюдения сроков технологического присоединения, в том числе, в связи с тем, что он неоднократно в устном порядке обращался о продлении технических условий, но заявление подал уже после окончания срока договора, при этом у заявителя отсутствовали энергопринимающие устройства, готовые к подключению и подключить его было невозможно. Административный орган не указал, что именно он должен был предпринять и как именно он должен был соблюсти сроки технологического присоединения.
05.04.2021 года с ООО «<данные изъяты>» заключен договор подряда № на выполнение строительно – монтажных работ до 30.07.2021 года. При выполнении проектирования и уточнения точки присоединения обозначилась необходимость в согласовании строительства в охранной зоне существующих сетей ГУП РК «Крымэнерго». С этой целью в адрес ГУП РК «<данные изъяты>» 28.04.2021 года и 27.05.2021 года направлялись обращения о согласовании проекта.
27.07.2021 года получено согласование и условия на размещение объекта.
При производстве работ на проектируемой воздушной линии в охранной зоне воздушной линии потребуется отключение ВЛ-110кв ГУП РК «Крымэнерго», что в свою очередь влечет за собой отключение большого числа потребителей и длительный процесс согласований, что повлечет необоснованное затягивание сроков технологического присоединения.
Таким образом, увеличение сроков технологического присоединения вызвано не зависящими от ООО «Севастопольэнерго» обстоятельствами.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Защитник привлекаемого лица Тараненко М.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.
Заместитель руководителя – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиев В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п.п. б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, указанных в п. 12.1 Правил (юридические лица максимальная мощность которых составляет до 150 к ВТ включительно и электроснабжение которых осуществляется по третьей категории надежности), составляет 6 месяцев.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ послужило то, что в крымское УФАС России 30.12.2021 гола из Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя, поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица начальника отдела реализации технологических присоединений ООО «Севастопольэнерго» Пилипенко С.В., по факту нарушения сроков осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ГУПС «<данные изъяты>».
Прокуратурой района на основании решения о проведении проверки от 17.11.2021 года №, была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере электроэнергетики, в том числе при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В ходе проверки установлено, что 25.02.2021 года ООО «Севастопольэнерго» в рамках осуществления мероприятий по технологическому присоединению ГУПС <данные изъяты>» выданы технические условия №. В соответствии с п. 103 правил договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктамх 12.1, 13.2 – 13.5 и настоящих правил, заключается путем направления заявителю выставляемой сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета. Таким образом, договор считается заключенным с момента оплаты заявителем денежных средств за технологическое присоединение.
Согласно техническим условиям заявителем является юридическое лицо ГУПС «<данные изъяты>», мощность присоединяемого энергопринимающего устройства которого составляет 20 к Вт. Присоединение осуществляется по одной питающей линии, что соответствует III категории надежности электроснабжения, на расстояние не более чем 500 м.
Пунктом 10 технических условий определены обязанности ООО «Севастопольэнерго» по их реализации.
В соответствии с п. 15 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня поступления подтверждающих документов об оплате счета (счет оплачен 11.03.2021 года платежное поручение № 117).
С учетом срока, установленного п. 16 Правил, обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению подлежат исполнению не позднее 12.09.2021 года (6 месяцев).
Однако, ООО «Севастопольэнерго» технические условия и условия указанного договора по состоянию на 02.12.2021 года не исполнило, что в свою очередь является нарушением п.п. «б» п. 16 Правил.
В соответствии с п.п. 4.1.1 должностной инструкции начальника отдела по реализации технологических присоединений ООО «Севастопольэнерго» (далее – ОРТП), утвержденной генеральным директором ООО «Севастопольэнерго» 17.01.2018 № 20/0/5-18, начальник ОРТП контролирует и принимает участие в обеспечении работы по выполнению договорной, плановой, финансовой и платежной дисциплины, а также осуществляет контроль исполнения подрядными организациями, утвержденных календарным графиков выполнения работ и выполнения договорных обязательств в установленный договором срок.
Приказом генерального директора ООО «Севастопольэнерго» ФИО5 от 28.05.2918 № начальник ОРТП является ответственным за соблюдением нормативных сроков выполнения услуги по разработке технических условий и договоров об осуществлении технологического присоединения по заявкам заявителей.
Пунктами 6.1, 6.2 должностной инструкции предусмотрено, что начальник ОРТП несет дисциплинарную и иную, предусмотренную законодательством ответственность в связи с некачественным и несвоевременным исполнением обязанностей, возложенных на него настоящей должностной инструкцией, а также поручения и распоряжений вышестоящего руководства, требований организационно распорядительных и нормативных документов компании.
Согласно приказу о приеме работника на работу ООО «Севастопольэнерго» от 29.06.2017 №-л на должность начальника ОРТП назначен Пилипенко С.В.
Таким образом, начальник ОРТП ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. нарушил п.п. «б» п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. № от 02.02.2022 года начальник отдела реализации технических присоединений ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Фактические обстоятельства дела и вина должностного лица - начальника ОРТП ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии должностного лица – начальника ОРТП ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
При решении вопроса о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что должностное лицо - начальник ОРТП ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению срока по выполнению мероприятий по технологическому присоединению не позднее 12.09.2021 года, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.
05.05.2021 года между ООО «Севастопольэнерго» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор подряда №, со сроком выполнения работ до 30.07.2021 года.
30.07.2021 ООО «<данные изъяты>» сообщил ООО «Севастопольэнерго», что при выполнении обследования и предпроектных работ по присоединению к электрическим сетям по договору подряда № от 05.05.2021 года было выяснено, что трудно найти место посадки по причине стесненных условий, связанных с плотной городской застройкой и наличием множества коммуникаций. В связи с этим возникла необходимость дозаказа топографической съемки. Просит продлить срок договора до 31.01.2022 года.
Как следует из материалов дела, ООО «Севастопольэнерго» в 2022 году направляло в адрес ООО <данные изъяты>» ряд писем и претензий с целью выяснения сроков выполнения работ по договору подряда № от 05.05.2021 года.
Вместе с тем, сведений об обращении привлекаемого лица к подрядчику относительно выполнения условий договора до истечения срока его действия не представлено, как не представлено сведений об осуществлении Заказчиком надлежащего контроля за ходом выполнения работ подрядчиком в течение всего срока действия договора, проверки причины обоснованности продления срока действия договора.
Утверждение в жалобе о наличии обстоятельств, препятствующих надлежащему выполнению мероприятий по технологическому присоединению не позднее 12.09.2021 года, а именно, что увеличение сроков технологического присоединения вызвано не зависящими от ООО «Севастопольэнерго» обстоятельствам, не свидетельствует об отсутствии вмененного административного правонарушения. Кроме того, наличие таких обстоятельств объективно ничем не подтверждено.
С учетом изложенного, ссылки в жалобе на то, что должностное лицо предприняло все возможные меры по предотвращению совершения правонарушения, не могут повлиять на квалификацию его действий по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, какие нормы Закона нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности, имеет ссылки на добытые в ходе проверки доказательства, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актом должностного лица, не является основанием для отмены обжалуемого постановления должностного лица, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица – начальника ОРТП ООО «Севастопольэнерго» - Пилипенко С.В. от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в силу ст. 24.5 КоАП РФ, судом второй инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Крым и городу Севастополю Мехтиева В.В. № от 02 февраля 2022 года оставить без изменения, а жалобу должностного лица – начальника отдела реализации технических присоединений Общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» - Пилипенко Сергей Владимировича – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий –