Дело №2-294/2021
21RS0007-01-2021-000372-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 сентября 2021 года гор. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре Яковлевой И.М., с участием истца С. и ответчика Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С. к Д. о компенсации морального вреда,
установил:
Истец С. обратилась в суд с исковым заявлением к Д. о компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. Иск С. мотивирован тем, что около 16 часов <дата> она увидела, как соседи выгоняют своих овец через ее огород. После того, как она поинтересовалась, по какой причине соседи не выпускают домашних животных через свой двор, в огород вышел Д. и стал на нее кричать, оскорблять, используя нецензурные выражения, и угрожать расправой. Указанными действиями ответчика ей были причинены нравственные страдания, сказавшиеся на ее здоровье: в течение десяти дней она плохо себя чувствовала, испытала нервный стресс, и у нее повысилось давление.
В судебном заседании С. требование о компенсации морального вреда поддержала, повторно изложив приведенные в исковом заявлении обстоятельства.
Ответчик Д. исковое требование не признал. Из объяснений ответчика, данных в судебном заседании, следует, что он сожительствует с соседкой истца. Д. подтвердил, что <дата> их овцы через дыру в заборе прошли в огород С. и повредили ботву картофеля. С. разозлилась и стала вести себя агрессивно. Он добровольно предложил возместить ей имущественный ущерб за поврежденный картофель, но та отказалась. Каких-либо угроз в адрес истца и оскорблений, тем более, в форме, изложенной в исковом заявлении, он не высказывал. Д. полагает, что С. путем предъявления настоящего иска пытается компенсировать причиненный ей материальный ущерб вследствие частичного уничтожения урожая картофеля.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.
В части 1 статьи 23 Конституции РФ закреплено право каждого на защиту своей чести.
В силу статьи 150 ГК РФ жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, подлежат защите в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" и статьей 151 ГК РФ.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Обосновывая факт причинения нравственных страданий, С. ссылалась на оскорбления, высказанные в ее адрес в нецензурной форме, и угрозы со стороны ответчика Д..
Вместе с тем доказательств, с достоверностью подтверждающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Ответчик Д. в судебном заседании, равно как и при проведении проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ, последовательно отрицал факт оскорбления С. и высказывания угроз в ее адрес.
Сам по себе факт сложившихся между сторонами неприязненных отношений об оскорблении ответчиком истца не свидетельствует.
Очевидцев состоявшегося <дата> разговора между С. и Д., как следует из их объяснений, не имелось.
Определение прокурора <адрес> Чувашской Республики от <дата>, которым в отношении Д. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ, со ссылкой на заключение эксперта от <дата>, не установившего признаков неприличной формы в выражениях, предположительно использованных в адрес С., также не может рассматриваться в качестве доказательства совершения противоправных действий со стороны ответчика.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в пользу истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления С. к Д. о компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.
Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2021 года.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.