Дело № 2-353/2022
УИД: 04RS0004-01-2022-000518-75
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 г. г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Намдаковой А.Т.,
с участием представителя истца по доверенности Тугутовой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Ноехонское» о возложении обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия обратился с иском к Администрации МО СП «Ноехонское», в котором просит возложить на ответчика обязанность обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования сельского поселения «Ноехонское», в электронной форме в срок до 31.12.2022 г.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» установлено, что информация о предоставлении администрацией МО СП «Ноехонское» государственных и муниципальных услуг на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия (https://03gosuslugi.ru/) отсутствует.
В судебном заседании представитель истца Тугутова С.Б. требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО СП «Ноехонское» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, сообщений об уважительности причин неявки представителя либо о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, в суд не поступало.
С учетом мнения представителя истца судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пункт 3 статьи 5 указанного Федерального закона закрепляет право заявителей на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме, установлена подпунктами 1, 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ.
Согласно статьи 21 Федерального Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.
Согласно подпункта 2 части 1 статьи 10 Федерального Закона № 210-ФЗ подача и прием запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги осуществляется с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления указанных требований федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.
Согласно данному Распоряжению должна быть обеспечена до 01 января 2013 г. возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), до 01 января 2014 г. - получать результаты предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой проверки в сфере исполнения законодательства о предоставлении муниципальных услуг выявлено, что Администрацией МО СП «Ноехонское» в нарушение вышеприведенных норм закона не обеспечена возможность получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.
Так, из объяснений управляющего делами администрации МО «Селенгинский район» Будажапова В.В. следует, что в 2012 г. вкладки каждого сельского поселения размещены на сайте Администрации МО «Селенгинский район», индивидуальные сайты администрациям поселений не создавались в виду ограниченного финансирования. В 2013 г. всем муниципальным образованиям направлены логины и пароли для доступа к федеральному реестру государственных услуг для работы с порталом госуслуг. Поскольку специалисты администраций сельских поселений не обладают навыками работы в указанных программах, оказываемые муниципальные услуги не были переведены в электронную форму. В настоящее время частично проведена работа по актуализации паролей, запланировано проведение учебного семинара для ответственных должностных лиц, все администрации поселений обеспечены оргтехникой.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком Администрацией МО СП «Ноехонское» не представлено доказательств исполнения требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг в электронном виде, доводы истца надлежащим образом не опровергнуты.
Бездействие администрации МО СП «Ноехонское» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде по выбору заявителя.
В силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая доводы истца, обстоятельства дела, считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2022 г.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Муниципального образования сельское поселение «Ноехонское» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Ноехонское» о возложении обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме удовлетворить.
Обязать Администрацию МО СП «Ноехонское» в срок до 31.12.2022 г. обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией МО СП «Ноехонское», в электронной форме.
Ответчик вправе подать в Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ринчино Е.Н.
Решение в окончательной форме принято 31 мая 2022 г.