Д-2-1185/22
61RS0022-01-2021-016670-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2022 г. г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе судьи Ядыкина Ю.Н.,
с участием представителя истца О.А.Артюшкиной, представителя 3-го лица – Администрации г.Таганрога А.Л.Силивестрова,
при секретаре судебного заседания Кравченко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храновского С.П. к Чегодаева И.Б., Ткаченко Л.И., Исакова Р.П., Исаков А.Е., Дубнина К.А., Паршонок Н.И., Лагутина С.С., Константинова С.С., Дьяченко Г.В. о признании права собственности на хозяйственную постройку вспомогательного использования,
УСТАНОВИЛ:
Храновского С.П. первоначально обратился в суд с иском к Администрации г.Таганрога, указывая 3-ми лицами собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец является собственником квартиры № № ж.п. 4, расположенной по адресу <адрес>. Этот многоквартирный дом находится на земельном участке площадью 1451 кв.м., кадастровый номер №, предназначенном для эксплуатации многоквартирного жилого дома. Право собственности на 1/6 долю в жилом помещении № площадью 52,2 кв.м. коммунальной квартиры № общей площадью 130,4 истец приобрел по договору передачи № от 18.11.2005 г., что подтверждается свидетельством о регистрации права от 03.04.2006 г. серия №. На собственные средства с целью улучшения жилищных условий истец возвел на участке многоквартирного дома капитальное строение - хозяйственный блок литер «Л», относящийся к хозяйственным постройкам вспомогательного использования. Это строение представляет собой одноэтажное отдельно стоящее строение площадью 28,00 кв.м., высота 2,75 кв.м., в нем хранится хозяйственный инвентарь. Протоколом общего жильцов многоквартирного дома от 06.06.2016г. истец получил согласие на узаконение самовольно возведенного нежилого строения. Затем он обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Таганрога по вопросу узаконения хозяйственного блока, возведенного без разрешительных документов, и получил ответ № от 17.04.2018, в котором даны разъяснения по поставленному вопросу. Указывается, что согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется выдача разрешения на строительство (реконструкцию) строений и сооружений вспомогательного использования на земельном участке, представленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из письма Минрегиона России от 25.06.2009 г. № следует, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования подразумевается сооружения пониженного уровня ответственности. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Согласно действующему законодательству в компетенцию органов местного самоуправления не входит признавать право на самовольно возведённые строения и реконструированные объекты, в том числе вводить такие объекты в эксплуатацию.
Истец считает, что имеются предусмотренные в статье 222 ГК РФ основания для признания за ним права собственности на эту хозпостройку, и поскольку городской администрацией ему отказано в ее узаконении, он вынужден обратиться в суд. На данный объект лит «Л», хозпостройка (нежилое строение), имеется технический паспорт от 01.03.2021г. Также имеется строительно-техническое исследование №.19 от 18.08.2020, произведенное МУП «Бюро технической инвентаризации», в котором указано, что все основные строительные конструкции хозблока лит. «Л», расположенного по адресу: <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии, не имеют прогибов, трещин и других деформаций, обладают надежностью и устойчивостью и не ухудшают надежность и устойчивость рядом расположенных строений. Объемно-планировочные решения здания лит. «Л» соответствуют требованиям действующих норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, СП 42.13330.2011 Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест». Согласно решению Городской Думы города Таганрога от 25.10.2018 г. № 501 «О внесений изменений в Решении Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 г. № 506» «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» хозяйственный блок литер «Л» расположен в зоне жилой застройки смешанной этажности - индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (зона 4ж), разрешённое использование: для использования в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома. Хозяйственный блок (хозяйственная постройка, вспомогательного пользования) литер «Л» общей площадью 28,00 кв.м, является одноэтажным отдельно стоящим капитальным строением, возведен путем устройства бетонного фундамента, возведения наружных капитальных стен из кирпича, монтажа чердачного деревянного утепленного перекрытия, монтажа кровли из листов шифера, заполнения дверных и оконных проёмов, установки внутренних санитарно-технических и электрических устройств. Хозяйственный блок лит.Л» соответствует строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, соответствует параметрам устойчивости, надежности зданий сооружений, не влияет на устойчивость и надёжность рядом расположенных строений, не грозит обрушением, не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Ссылаясь на п.3 ст.222 ГК РФ, истец просил суд признать за ним право собственности на хозяйственную постройку вспомогательного использования (хозяйственный блок) лит. «Л», площадью 28,00 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства истец изменил основание иска и по его ходатайству произведена замена ответчика Администрации г.Таганрога на собственников помещений многоквартирного дома, а Администрация г.Таганрога стала выступать в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчиков. В обоснование иска истец указал, что согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадью 1451 кв.м., на котором находится многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, с определенными по результатам межевания границами состоит на кадастровом учете с присвоением кадастрового номера №. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ этот земельный участок находится в общей долевой собственности всех собственников квартир. На возведение вспомогательных сооружений в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется разрешения. Требуется решение всех собственников квартир и жилых помещений. Протоколом общего собрания от 06.06.2016г. такое разрешение истцом получено (согласие собственников всех жилых помещений на строительство хозяйственной постройки литер «Л»). В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. На этом основании истец просит суд признать за ним право собственности на хозяйственную постройку.
В судебное заседание истец не явился, дело рассмотрено с участием его представителя.
Представитель истца Артюшкина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на уточненные основания иска и на то, что все ответчики (собственники помещений многоквартирного дома) возражений на иск не имеют. Считает, что истец не нарушил ничьих прав и интересов. На вопросы представителя Администрации г.Таганрога пояснила, что в качестве жилого рассматриваемое строение не используется, в нем не кухня, а место для чаепитий и в теплое время года семья истца использует это помещения для отдыха. Санузла в этом строении нет, имеется только туалет. В настоящее время основная комната в этом помещении используется для хранения различных вещей, захламлена, что подтверждается сделанным ею фотоснимком. В 2018 году в суд истец не обратился по той причине, что ему брались помогать разрешить вопрос с узаконением постройки уже несколько представителей, но никто из них не довел работу до конца.
Ответчики в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указали, что в отношении удовлетворения исковых требований не возражают.
Представитель 3-го лица Силивестров А.Л. в судебном заседании пояснил, что Администрация г.Таганрога исковые требования не признает. Считает, что истец вводит суд в заблуждение, что рассматриваемая постройка является хозяйственной постройкой. Этот объект имеет признаки индивидуального жилого дома, несмотря на маленькую площадь, что подтверждается техническим паспортом. К этой постройке подведен газопровод с возможностью установления газовой плиты на постоянной основе. Подключена сеть водоснабжения, и исходя из фотоснимка в техническом заключении имеется установленный водонагреватель, отопление. Данный объект недвижимости полностью оборудован для того, чтобы истец мог в нем проживать круглогодично, на постоянной основе. Хозпостройка это объект вспомогательного назначения, который позволяет собственнику обслуживать свой постоянный объект недвижимости для проживания, а рассматриваемый объект не является хозпостройкой, так как обладает явными признаками жилого дома. Фактическое использование данного объекта не будет соответствовать его целевому назначению. Исходя из того, что представленные истцом документы были изготовлены еще в 2018 году, они не являются достоверными доказательствами того, что положение дел никоим образом не изменилось, и если происходит смена собственника, то истцу необходимо представить новый протокол общего собрания собственников. Выслушав объяснения представителей истца и 3-го лица, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме старой малоэтажной застройки по адресу <адрес>, в 2016 году возвел в тыльной части земельного участка этого многоквартирного дома строение с площадью застройки 28 кв.м., высотой 2,75 кв.м., указанное в составленном МУП «БТИ» г.Таганрога техническом паспорте как хозпостройка литер «Л».
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В части 2 статья 44 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи, когда выдачи разрешения на строительство не требуется, и к таким случаям относится строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (п.3), а также иные случаи, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п.5).
В данном случае, поскольку возведенное истцом строение находится на земельном участке многоквартирного дома и относится к строениям вспомогательного использования по отношению к жилому помещению истца, предназначено для удовлетворения жилищно-бытовых потребностей истца и не нарушает Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» (градостроительных регламентов), суд соглашается с доводами со стороны истца о том, что для возведения такого строения требуется не разрешение органа местного самоуправления, а разрешение в форме решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого единогласно. Такое разрешение у истца имеется, относящееся ко времени возведения строения, у истца имеется. Ссылки представителя Администрации г.Таганрога на последующее изменение состава собственников неосновательны, поскольку новые собственники являются правопреемниками лиц, которые выдали истцу разрешение на строительство, и для новых собственников решение общего собрания о выдаче этого разрешения является обязательным. Кроме того, ни один из ответчиков возражений на иск не представил, а к участию в деле привлечены собственники всех жилых помещений этого многоквартирного дома.
С утверждениями представителя Администрации г.Таганрога о том, что рассматриваемое строение фактически является индивидуальным жилым домом, суд не может согласиться, так как строительным нормам и правилам, а также санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, это строение явно не соответствует, как основным строительным конструкциям (стены, кровля и т.д.), так и по составу и расположению помещений, что подтверждено техническим паспортом и заключением строительно-технического исследования. В это строение действительно подведены инженерные коммуникации (газоснабжение, водоснабжение и электричество), но их наличие в хозпостройке какому-либо закону не противоречит и лишь указывает на то, что при выдаче разрешений на подключение этих коммуникаций поверялись надежность и устойчивость этого строение, его соответствие требованиям пожарной безопасности. Такие же коммуникации граждане проводят в садовые домики, летние кухни, мастерские и иные строения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами. Из объяснений представителя истца и материалов дела следует, что у истца стесненные жилищные условия и его семья в теплое время года использует это строение для отдыха, в том числе и с приготовлением пищи. Такое использование вспомогательного (хозяйственного) строения законом не запрещено, если это не нарушает права других лиц, а в данном случае каких-либо нарушений прав других лиц из материалов дела не усматривается, и из ситуационного плана следует, что у других собственников помещений этого многоквартирного дома также имеются вспомогательные строения.
Кроме того, следует отметить, что возражая на требование истца о признании права собственности на рассматриваемое строение, городская администрация не указывает на нарушение каких-либо градостроительных регламентов, не требовала от истца в течение более трех лет после его обращения в 2018 году устранения каких-либо нарушений, не предъявляла иск о сносе рассматриваемого строения и не предъявляла встречный иск по рассматриваемому делу в период, когда истец указал ее ответчиком, а строение самовольно возведенным.
При таких обстоятельствах следует признать, что возращения представителя 3-го лица - Администрации г.Таганрога на исковые требования являются необоснованными и направленными на нарушение прав истца приобрести в свою собственность строение, возведенное им на участке многоквартирного дома и с разрешения собственников помещений этого дома.
Представленным истцом заключением строительно-технического исследования №.19 от 18.08.2020г. подтверждено, что рассматриваемое строение хозблока литер «Л» является строением вспомогательного назначения, требования СНиП к нему применяются в части надежности конструкций и безопасности использования, оно соответствует строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, соответствует параметрам устойчивости, надежности зданий сооружений, не влияет на устойчивость и надёжность рядом расположенных строений, не грозит обрушением, не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В силу п.1 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В статье 219 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, поскольку возникновение у истца права собственности на рассматриваемое строение закону не противоречит, а подтверждающий это право документ истец во внесудебном порядке получить не может, рассматриваемый иск является надлежащим способом защиты права, предусмотренным в статье 12 Гражданского кодекса РФ, и требование истца подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Храновского С.П. к собственникам помещений многоквартирного дома удовлетворить.
Признать за Храновского С.П. право собственности на хозяйственную постройку вспомогательного использования (хозяйственный блок) литер «Л» площадью 28,00 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 марта 2022 года.
Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.