Дело № 66RS0003-01-2022-005029-80
Производство № 2-5746/2022
Мотивированное решениеизготовлено 01 декабря 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 24 ноября 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Смирновой А. И.,
с участием представителя истца Дымшаковой Е. А., действующей на основании доверенности № *** от 23.05.2022,
ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга к Ковалевой Ольге Петровне о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга обратилось в суд с требованием к Ковалевой О. П. о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании заявлений Ковалевой О. П. от 30.09.2014, 27.03.2015, 08.10.2015, 18.03.2016, 23.09.2016, 20.03.2017, 18.09.2017 Уполномоченным органом приняты решения о предоставлении заявителю субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Ковалевой О. П. в подтверждении доходов предоставлены справки №№ 51, 18, 37, 15, 37, 18, 38, выданные ООО «Торговая Сеть Д. А.», о заработной плате. С учетом сведений о доходах, указанных в предоставленных документах, уполномоченным органом проведены расчеты размера субсидии.
С целью проверки представленных данных заявителем, истцом в инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга сделаны запросы в отношении проверки достоверности данных о получении доходов Ковалевой О. П.
В ответе ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга, налоговая инспекция предоставила информацию об отсутствии сведений о доходах Ковалевой О. П.
Таким образом, ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходах, на основании которых определен размер субсидии заявителя.
Ковалевой О. П. начислено по ее заявлениям с учетом проведенных перерасчетов субсидии в размере 114630 руб. 81 коп., возвращено 22000 руб. Перечислено субсидии 256240 руб. 37 коп., к возврату подлежит сумма 119609 руб. 56 коп.
В адрес ответчика Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга направлено требование № *** о необходимости возврата излишне полученной субсидии.
В связи с изложенным истец просит взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 119 609 руб. 56 коп.
В судебном заседании представитель истца Дымшакова Е. А. на заявленных требованиях настаивала.
Ответчик в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. Поддержала доводы отзыва, просила применить срок исковой давности.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного заседания в срок и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
При таких обстоятельствах, судом с учетом мнения представителя истца, ответчика решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств не поступало, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что Ковалева О. П. проживает и зарегистрирована по адресу: *** (л.д. 80).
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 определены порядок, условия предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, постановлением Главы г. Екатеринбурга от 17.05.2006 № 421 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
Истцом, как уполномоченным органом власти, на основании заявлений Ковалевой О. П. № 55894 от 30.09.2014, № 192472 от 27.03.2015, № 173343 от 08.10.2015, № 199818 от 18.03.2016, № 5945 от 23.09.2016, № 254692 от 20.03.2017, №280075 от 18.09.2017, № 304042 от 19.022018, № 329771 от 16.08.2018, № 357667 от 1.02.2019, № 389785 от 24.09.2019, № 448618 от 18.09.2020, № 480915 от 18.03.2021, № 508600 от 27.09.2021 приняты решения о предоставлении последней субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании указанных норм материального права (л.д. 29-42).
В соответствии с решениями №№1350818, 1350819, 1350821, 1350822, 1350823, 1350824 от 08.11.2017, № 1386086 от 24.01.2018, истцом прекращено предоставление субсидий ответчику по указанным заявлениям, в связи с предоставлением получателем субсидии заведомо недостоверной информации.
Как указывает истец, основанием для прекращения предоставления субсидии Ковалевой О. П., явились данные, полученные из ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга о наличии расхождений в уровне дохода ответчика в базе данных налогового органа и сведений об уровне дохода, представленных ответчиком.
В соответствии с пп. "д", п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761) для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В силу п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п. 60 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).
В п. 61 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 указано, что при наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно приведенным нормам, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
С целью проверки сведений о доходах, уполномоченным органом был направлен запрос в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
04.10.2017 получен ответ на вышеуказанный запрос, согласно которому доход Ковалевой О. П. от ООО «Торговая сеть «Д.А» ИФНС не подтверждает.
При разрешении заявленных требований суд приходит к следующему.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом предусмотренного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) срока исковой давности.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с положениями ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу положений п. 48 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, именно на получателя субсидии возложена обязанность в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных п. "в" п. 60 Правил (представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера) представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие такие события.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 42(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что течение срока исковой давности начинается не только в момент, когда лицо достоверно узнало о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком, но и в момент, когда такое лицо должно было узнать о таких обстоятельствах (в данном случае при принятии решения о предоставлении субсидии), что должно быть оценено в совокупности с принципами разумности и добросовестности действий участников спорных правоотношений.
Учитывая, что документы о доходах истцу были предоставлены ответчиком изначально при обращении за субсидией 30.09.2014, последнее заявление по которому произведено перечисление поступило 18.09.2017, а также 04.10.2017 поступили сведения о проверке достоверности данных доходов в отношении Ковалевой О. П., соответственно, с этого момента у истца имелась возможность для обращения с иском в суд.
Таким образом, по требованиям о взыскании сумм выплаченной субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги за период с сентября 2014 г. по сентябрь 2017 года, назначенных Ковалевой О. П. решениями уполномоченного органа, при подаче в суд искового заявления 18.02.2022, истцом пропущен срок исковой давности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска суд отказывает в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга к Ковалевой Ольге Петровне о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н. А. Маркова
Верно
Судья Н. А. Маркова