Гражданское дело № 2-276/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Хоринск 25 мая 2022 г.
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Игумновой Е.В., при секретаре Холмогоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское» об устранении нарушения по пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское» об устранении нарушения по пожарной безопасности, которое мотивировано тем, что прокуратурой Хоринского района Республики Бурятия на основании информации о произошедшем ДД.ММ.ГГГГ пожаре в п. <адрес> <адрес> Республики Бурятия проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлено, что администрацией МО СП «Верхнекурбинское» ненадлежащим образом осуществляется защита п. <адрес> от пожаров, в нарушение требований закона очистка указанного населенного пункта от сухой растительности, поросли не произведена, что привело к возникновению ДД.ММ.ГГГГ пожара, в результате которого уничтожены огнем 3 домовладения со всеми постройками, 3 единицы техники, водоколонка, пострадали 2 домовладения. Кроме того, установлено, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров в п.<адрес> не обновлены. Наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку привело к реальной угрозе жизни и здоровью жителей населенного пункта <адрес>, а также может привести к повторной угрозе жизни и здоровью жителей населенного пункта <адрес> в случае возникновения вблизи населенного пункта природного пожара. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское» произвести очистку территории п.<адрес> от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, а также произвести обновление и очистку минерализованных полос на территории п.<адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское» произвести очистку земель общего пользования в границах п. <адрес> от сухой растительности в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требования об обязании администрации муниципального образования сельского поселения «Верхнекурбинское» произвести обновление и очистку минерализованных полос на территории п.<адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, в связи с отказом истца от иска в данной части требования в виду исполнения ответчиком указанного требования.
Представитель истца помощник прокурора Хоринского района Республики Бурятия Лумбунова В.В. в судебном заседании поддержала исковое требование с учетом уточнения.
Представитель ответчика глава администрации МО СП «Верхнекурбинское» Скворцова И.В., действующая в силу должностных полномочий, в судебном заседании исковое требование прокурора с учетом уточнения признала, со сроком исполнения решения согласилась, пояснила, что в п.<адрес> проживает небольшое количество людей, остальная территория заброшена и находится в сухой растительности.
Выслушав стороны, свидетеля, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 указанного Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленным порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктом 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, руководитель организации обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Согласно Уставу муниципального образования сельское поселение «Верхнекурбинское» Хоринского района Республики Бурятия, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения ( п.п.4 статьи 2 Устава).
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО СП «Верхнекурбинское» ненадлежащим образом осуществляется защита п. <адрес> от пожара, в нарушение требований закона очистка указанного населенного пункта от сухой растительности, поросли не произведена, что привело к возникновению ДД.ММ.ГГГГ пожара, в результате которого уничтожены огнем три домовладения со всеми постройками, три единицы техники, водоколонка, пострадали два домовладения.
Донесение о пожаре зарегистрировано начальником пожарной части <данные изъяты> отряда ГПС РБ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в населенном пункте <адрес> в 16 часов 16 минут на пустыре между домами № обнаружен пожар. Условиями, способствовавшими развитию пожара, являются отдаленность населенного пункта, сильный порывистый ветер.
Из объяснения начальника пожарной части № <данные изъяты> отряда ГПС РБ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на сотовый телефон поступил звонок от главы администрации МО СП «Верхнекурбинское» ФИО4 о том, что в п.<адрес> произошло возгорание травы.
Согласно объяснению жительницы п. <адрес> ФИО9 следует, что ДД.ММ.ГГГГ на пустыре по адресу: п. <адрес>, <адрес>, произошло возгорание травы, которое распространилось по направлению ветра на жилые дома.
По ходатайству прокурора в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании допрошен старший дознаватель – государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО6, который пояснил, что по поступившему сообщению о пожаре, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ в п. <адрес> <адрес> было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ, в ходе дознания была назначена экспертиза, по заключению которой установлено, что причиной пожара явилось возгорание сухой травы от замыкания проводов электропередачи. В результате пожара сгорело три домовладения с надворными постройками, одна водоколонка, три единицы техника, два домовладения пострадали от пожара. Возгорание высокой сухой травы является одним из условий пожара. В настоящее время в данном населенном пункте также имеется неубранная сухая растительность, что может способствовать вновь образованию пожара.
В ходе судебного заседания установлено, что в п.<адрес> <адрес> Республики Бурятия, где ранее произошел пожар одним из условий которого являлась сухая травянистая растительность, по настоящее время имеется наличие в местах общего пользования неубранной сухой растительности, что подтверждено главой поселения, свидетелем ФИО6 и приобщенным к материалам дела фотоматериалом.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, как присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, установлено, что наличие сухой растительности в п. <адрес> <адрес> Республики Бурятия, входящего в состав муниципального образования СП «Верхнекурбинское» Хоринского района Республики Бурятия, может привести к реальной угрозе жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения пожара.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленный прокурором района иск в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом его уточнения обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку выявленные недостатки нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту населения от угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением пожара.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным предоставить ответчику срок исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается орган местного самоуправления, выступающий по делам в качестве ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░ 2022 ░.