Судья Кузнецова И.А. |
№ 21-296/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
07.10.2020 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Егоровой М. В. на постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 25.06.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении Егоровой М. В.,
установил:постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 25.06.2020, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.08.2020, Егорова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Егорова М.В. не согласна, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения. Указывает, что не была надлежащим образом извещена о дате и месте рассмотрения судьей ее жалобы, поскольку находилась в данное время в отпуске за пределами Республики Карелия. Сотрудник, позвонивший ей по телефону, не представился и не сообщил, к какому делу относится данное извещение, в связи с чем Егорова М.В. полагала, что ее извещают о рассмотрении другой поданной ею жалобы. Она не является субъектом правонарушения, поскольку ответственной за ведение бухгалтерского учета на основании ч.ч. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и п. 2.1 должностной инструкции является главный бухгалтер (...) которая несвоевременно провела работы по постановке на учет бюджетных обязательств в 2019 году, за что привлечена к дисциплинарной ответственности. В результате ненадлежащего бухгалтерского учета не удалось в полном объеме поставить на учет бюджетные обязательства по системе казначейского учета бюджетных данных и обеспечить оплату финансовых обязательств по отдельным государственным контрактам. Эпизоды правонарушения, датированные январем - апрелем 2019 г., имели место до назначения Егоровой М.В. руководителем учреждения.
Заслушав защитника (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 50000 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ в редакции, действовавшей в период совершения вменяемого правонарушения, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов; иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с п.п. 6, 8 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств бюджета Республики Карелия (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства финансов Республики Карелия от 12.09.2017 № 385, сведения о бюджетном обязательстве формируются в соответствии с документами, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств (далее - документ-основание). Постановка на учет бюджетных обязательств (внесение изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства) осуществляется УФК по Республике Карелия не позднее второго рабочего дня после представления Сведений о бюджетном обязательстве и их проверки на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов над суммой неиспользованных ЛБО, отраженных на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода.
Основанием привлечения Егоровой М.В. к административной ответственности послужили выявленные 23.03.2020 в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа от 17.01.2020 №16 следующие обстоятельства. Егорова М.В. как должностное лицо – директор (...) (далее - Учреждение), исполняя обязанности по адресу: г. Петрозаводск, ул. Ленина, д. 6, в нарушение п. 5 ст. 161, ст. 219 БК РФ 24.07.2019, 15.10.2019, 18.10.2019, 24.12.2019, 26.12.2019, 27.12.2019 приняла бюджетные обязательства Учреждения, превышающие ЛБО, по договорам с (...) путем заключения следующих договоров (государственных контрактов):
1. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 2466108,74 руб., с ХХ.ХХ.ХХ - на 431502,42 руб.;
2. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 1733771,05 руб.;
3. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 278234,58 руб.;
4. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 102781,98 руб.;
5. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 106960,89 руб.;
6. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 311905,17 руб.;
7. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 617358,17 руб.;
8. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 530852,33 руб.;
9. от ХХ.ХХ.ХХ № с превышением ЛБО на сумму 262010,58 руб.
В силу положений ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении о назначении административного наказания должно быть надлежащим образом изложены обстоятельства, образующие конкретное событие правонарушения, подпадающего под определенную органом административной юрисдикции квалификацию.
Соответственно, постановление по настоящему делу должно содержать конкретное непротиворечивое описание каждого эпизода предполагаемой противоправной деятельности, в том числе сведения о том, когда и каким образом Егорова М.В. приняла определенное бюджетное обязательство Учреждения, на какую сумму имеющиеся на указанную дату ЛБО, зафиксированные в соответствующем расходном расписании превышены.
Приведенным требованиям обжалуемое постановление не соответствует.
Даты совершения каждого эпизода правонарушения не соответствуют указанным в постановлении датам заключения Учреждением с превышением ЛБО государственных контрактов. Содержание постановления дает основания полагать, что административный орган связывает событие правонарушения не с датами заключения Егоровой М.В. государственных контрактов, а с датами реагирования органом федерального казначейства на превышение Учреждением ЛБО, что не согласуется с диспозицией ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Согласно постановлению, размер превышения ЛБО по договорам № значительно выше общих сумм данных контрактов, что вызывает неясность. Так, требует уточнения, в частности, каким образом Егорова М.В., заключив договор № на сумму 85536,01 руб., вышла за пределы ЛБО на сумму свыше 1,7 млн. руб.
В административном материале имеется приказ Министра социальной защиты Республики Карелия от 14.06.2019 № 141-л/с, согласно которому Егорова М.В. назначена на должность директора Учреждения с 15.06.2019 (лист 116). Данное обстоятельство является существенным для дела, поскольку Егоровой М.В. в числе прочего вменено принятие бюджетных обязательств Учреждения в более ранние периоды - 23.01.2019, 01.04.2019, 15.04.2019, 16.04.2019, 22.04.2019, 29.04.2019. В связи с этим постановление должно содержать обоснование, по каким основаниям и посредством каких действий Егорова М.В. причастна к данным эпизодам противоправной деятельности.
Соответствующее обоснование в постановлении отсутствует.
В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что Егорова М.В. по ранее заключенным контрактам после своего вступления в должность заключала также дополнительные соглашения с превышением ЛБО. Вместе с тем, в постановлении и в протоколе об административном правонарушении ссылки на дополнительные соглашения не имеется.
Таким образом, настоящее дело не рассмотрено всесторонне, с установлением всех юридически значимых обстоятельств дела и полной оценкой представленных доказательств.
Приведенному процессуальному нарушению судьей при пересмотре постановления оценка не дана.
Протокол об административном правонарушении содержит аналогичную неполноту и противоречия. Вместе с тем, Егорова М.В. не заявляет о нарушении ее процессуальных прав на стадии составления протокола, в том числе, по мотивам неясности изложенного в нем события.
Защитник в судебном заседании сообщила, что событие правонарушения ей в целом понятно, и позиция подателя жалобы по существу сводится к утверждению о непричастности к совершению правонарушения.
При таких обстоятельствах достаточных оснований полагать о невосполнимости недостатков протокола об административном правонарушении к настоящему времени не имеется. С учетом позиции стороны защиты не исключается возможность их исправления на стадии рассмотрения дела путем надлежащего изложения события правонарушения на основе имеющегося протокола без выхода за пределы приведенной в нем фабулы.
Поскольку срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в административный орган на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
По приведенным основаниям доводы жалобы оценке в настоящее время не подлежат, вместе с тем, могут быть повторно заявлены при новом рассмотрении дела по существу.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 25.06.2020, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 06.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ, в отношении Егоровой М. В. отменить; дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Карелия.
Судья |
С.В. Щепалов |