Судья Свидунович В.И. |
№12-104/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 сентября 2020 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
14 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления судьи Петрозаводского городского суда РК от
14 июля 2020 г. ООО «Гарантия-Плюс» подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения за совершение противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитником ООО «Гарантия-Плюс» фио1 ставится вопрос об отмене судебного акта и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью факта совершения юридическим лицом инкриминируемого правонарушения и допущенными в ходе производства по делу существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Заслушав объяснения защитника фио1, поддержавшей изложенные в жалобе доводы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) была внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из положений пп.«а», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп.«а.2» ст.10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная позиция отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ
21 апреля 2020 г.
В развитие приведенных выше правовых норм в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р с
12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия был введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия (п.1).
В силу положений подп.1 п.1.17 данного нормативного правового акта на лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Республики Карелия, возложена обязанность по проведению влажной уборки по режиму текущей дезинфекции мест общего пользования в жилых домах (подъездах) с кратностью не реже 1 раза в 5 дней (полы в холлах, коридорах, на лестничных площадках и маршах, поручни, ручки дверей в подъездах, наружные ручки дверей квартир, наружные части мусоропроводов, лифтовые кабины (стены, пол, кнопки), а также наружные поверхности почтовых ящиков).
Содержащимися в подп.2 п.2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 15.04.2020 №5 «О проведении дополнительных противоэпидемических мероприятий в Республике Карелия» указаниями с 15 апреля 2020 г. в отношении руководителей управляющих компаний были установлены аналогичные обязанности по обеспечению проведения влажной уборки по режиму текущей дезинфекции мест общего пользования в жилых домах (подъездах).
Исследование материалов данного дела показало, что на основании договора на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов от
01 мая 2015 г. ООО «Гарантия-Плюс» является управляющей организацией многоквартирных домов №№, расположенных по адресу: (.....).
В связи с выявлением по результатам рассмотрения обращения граждан фактов нарушений управляющей компанией требований названных выше нормативных правовых актов, выразившихся в несоблюдении периодичности проведения влажной уборки по режиму текущей дезинфекции мест общего пользования, 18 июня 2020 г. должностным лицом Государственного комитета по Республике Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении наряду с иными материалами дела передан на рассмотрение по подведомственности в Петрозаводский городской суд РК, по результатам которого постановлением судьи от 14 июля 2020 г. юридическое лицо признано виновным в совершении в период с 15 апреля по 08 мая 2020 г. инкриминируемого противоправного деяния.
Выводы судьи при принятии обжалуемого постановления о наличии события и квалифицирующих признаков состава административного правонарушения основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доказательств объективной невозможности выполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не представлено, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении вменяемого деяния, не установлены.
Постановление судьи вынесено в рамках предусмотренной положениями КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности факта совершения вменяемого деяния, несостоятельные, так как постановление судьи принято после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, применительно к заложенной в этой норме диспозиции, сути выявленных нарушений и сфере специального нормативного регулирования.
Представленные административным органом в судебную инстанцию документы составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями Перечня органов исполнительной власти Республики Карелия и их должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 09.04.2020 №27, что подтверждается приказами о назначении на должности гражданской службы.
Обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении ведущим специалистом - государственным жилищным инспектором Управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору и составления протокола об административном правонарушении иным должностным лицом данного ведомства - главным специалистом - юрисконсультом заложенным в КоАП РФ процессуальным нормам не противоречат и о нарушении прав управляющей компании не свидетельствуют.
Ссылка в жалобе на нарушение при возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования гарантированного законодательством права на защиту также несостоятельная, поскольку в соответствии с имеющимися в материалах дела сведениями оформленный в порядке ст.26.10 КоАП РФ запрос об истребовании сведений и копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования получены юридическим лицом 20 мая 2020 г. При этом данное право привлекаемого лица реализовано путем участия квалифицированных специалистов при составлении протокола об административном правонарушении и в судебном разбирательстве, в рамках которого проверены заявленные ими доводы в обоснование своей позиции по делу.
Исправление соответствующей описки в определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследовании внесено должностным лицом в установленном ст.29.12.1 КоАП РФ порядке, заявление о направлении копии документа привлекаемым лицом не подавалось и с учетом правильной окончательной квалификации содеянного не является существенным нарушением процессуальных требований.
Доводы автора жалобы о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении и проведения административного расследования безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта служить не могут, поскольку предусмотренный ч.1 ст.28.5 КоАП РФ срок пресекательным не является и эти обстоятельства не послужили препятствием к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении в пределах установленного законодателем срока давности привлечения ООО «Гарантия-Плюс» к административной ответственности.
Доводы жалобы относительно недостаточного финансирования не могут в достаточной степени служить обстоятельством, исключающим ответственность управляющей организации за несоблюдение в период создавшейся на территории Республики Карелия эпидемиологической обстановки установленных нормативными правовыми актами требований, и проявление в должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, которая требовалась от ООО «Гарантия-Плюс» для недопущения выявленных нарушений, из материалов дела не усматривается.
Иных доводов, содержащих правовые аргументы, опровергающие выводы судьи и свидетельствующие о незаконности вынесенного по делу судебного акта, в жалобе не заявлено.
Поскольку юридически значимые обстоятельства определены были правильно и существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено, постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
14 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Плюс» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова