Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1031/2019 по административному исковому заявлению Шаповаловой О.Г. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
с участием представителя Шаповаловой О.Г. по доверенности Федорининой О.Л.,
представителя Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Зениной Н.С.,
у с т а н о в и л:
Шаповалова О.Г. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 122 645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреационного использования, расположенного по адресу ориентира: Российская Федерация, <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 104 405 985 рублей и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 776 865 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреационного использования, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 72 248 445 рублей.
В обоснование заявленных требований Шаповалова О.Г. указала, что в период с 24.08.2016 года по 08.01.2019 года являлась собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты ее права и обязанности как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федоринина О.Л. поддержала уточненные заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Зенина Н.С. просила заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация м.р. Волжский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Управление Росреестра по Самарской области – письменный отзыв, Администрация с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области –письменные возражения.
Заслушав представителя административного истца, представителя Администрации с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Шаповаловой О.Г. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Шаповалова О.Г. в период с 24.08.2016 года по 08.01.2019 года являлась собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 122 645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреационного использования, расположенного по адресу ориентира: Российская Федерация, <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 776 865 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства и рекреационного использования, расположенного по адресу ориентира: Российская Федерация, <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Самарской области по состоянию на 1 января 2013 года для земельного участка с кадастровым номером № в размере 297 770 359 рублей 80 копеек, для земельного участка с кадастровым номером № в размере 206 055 672 рубля 60 копеек.
Шаповалова О.Г. будучи собственником спорных объектов недвижимости в период с 24.08.2016 года по 08.01.2019 года, является плательщиком налога на имущество физических лиц за указанный выше период и имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, Шаповалова О.Г. 23 ноября 2018 года обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
После того, как комиссия своим решением от 10 декабря 2018 года № 18/20с-27 отклонила заявление, административный истец с пропуском срока обратилась в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований Шаповалова О.Г. представила отчет об оценке рыночной стоимости № 2018.11-216, выполненный 20 ноября 2018 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Гранд Истейт» ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года составила 180 746 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года – 125 075 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела был опрошен специалист Ананьев И.В., который пояснил, что оценщиком не был исследован рынок по одному из видов разрешенного использования земельных участков – под жилищное строительство, объекты-аналоги подобраны - рекреационного назначения, при этом вопрос о подборе объектов-аналогов под жилищное строительство не рассматривался, что может повлиять на величину рыночной стоимости земельных участков.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Интеллект».
По результатам судебной экспертизы, проведённой 15 июля 2019 года, составлено экспертное заключение № 038, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года определена в размере 104 405 985 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года определена в размере 72 248 445 рублей.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методика исследования в рамках сравнительного подхода, расчёты и определение величины рыночной стоимости земельных участков соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.
Сторонами заключение судебной экспертизы не оспорено.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости земельных участков является достоверной.
Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определённой экспертным заключением.
Учитывая, что выводы экспертизы сторонами не оспорены, величина рыночной стоимости спорных земельных участков, приведённая в отчете об оценке, не может быть принята судом во внимание.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 23 ноября 2018 года, в суд- 11 апреля 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Шаповаловой О.Г. удовлетворить.
Восстановить Шаповалововой О.Г. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 122 645 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 104 405 985 рублей
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 776 865 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 72 248 445 рублей.
Датой обращения Шаповаловой О.Г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 23 ноября 2018 года, в суд- 11 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2019 года.