УИД: 59RS0004-01-2023-004133-93
Дело № 2-4016/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Перми Ивановой А.А.,
представителя ответчика МАДОУ «Детский сад «Компас» Селифановой Л.Н.,
представителя третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» - Шадриной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Перми в защиту неопределенного круга лиц, к администрации города Перми, МАДОУ «Детский сад «Компас» о возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Перми, с учетом уточнения исковых требований, в защиту неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации города Перми, МАДОУ «Детский сад «Компас», в котором просит возложить на МАДОУ «Детский сад «Компас» в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать территорию объектов образования по адресам: <Адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Возложить обязанность на администрацию г.Перми в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Перми главе г. Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования. Прокуратурой г. Перми проведена проверка исполнения МАДОУ «Детский сад «Компас» г.Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, по результатам которой выявлено, что объекты образования не соответствуют требованиям, предъявляемым к антитеррористической защищенности. МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми осуществляет деятельность на базе четырех объектов – зданий, расположенных по адресам: <Адрес>. Ввиду неготовности паспорта безопасности на объект по адресу: <Адрес>, антитеррористическая защищенность данного корпуса не проверялась. Здание по адресу: <Адрес>, арендуется у ИП СВБ Договором аренды с указанным арендодателем на индивидуальных предпринимателей обязанность по соблюдению требований антитеррористической защищенности объектов образования не возложена. В ходе осмотра объекта по адресу: <Адрес>, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории детского сада, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Также в ходе осмотра корпуса по адресу: <Адрес>, установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на внешней территории детского сада, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; отсутствие в помещении для охраны, расположенном на первом этаже, систем видеонаблюдения. Указанные нарушения при антитеррористической защищенности объектов образования отражены в актуализированных паспортах безопасности. До актуализации паспорта безопасности были утверждены в ноябре 2019 года, январе 2020 года. Проверка показала, что МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми не соблюдается законодательство об образовании, об антитеррористической безопасности, что является недопустимым и требует принятия конкретных мер по их устранению.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагает, что с учетом того, что у образовательного учреждения средства на устранение нарушения отсутствуют, то администрация г. Перми должна произвести финансирование по устранению имеющихся нарушений. С учетом выполненных работ, десятимесячный срок для исполнения решения суда является уместным.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад «Компас» в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что ответчик в силу своих возможностей предпринимает меры по устранению выявленных нарушений. Фондом обеспечивания распоряжается образовательное учреждение. В настоящее время финансовый год заканчивается, средства будут выделены только в следующем году. Процесс закупок будет произведен с учетом кассового плана. До проверки устранить нарушения не представилось возможным, поскольку средства были распределены в начале года. В материалы дела также представлен письменный отзыв.
Представитель ответчика администрации г. Перми в суд не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором настаивала на доводах письменных отзывов. Из письменного отзыва усматривается, что администрация г. Перми просит в удовлетворении исковых требований в части возложения на нее обязанности отказать, поскольку обязанность по содержанию имущества в нормативном состоянии, а также устранении нарушений лежит на автономном учреждении, которое самостоятельно составляет план финансово-хозяйственной деятельности, с учетом приоритетных направлений деятельности. Также на руководителе учреждения лежит обязанность по обеспечению безопасности условий обучающихся и работников в здании и на территории учреждения, в том числе по соблюдению антитеррористической безопасности.
Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. В материалы дела представлен письменный отзыв (л.д. 123-125).
Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Перми в суд не явилась, направила письменный отзыв аналогичный отзыву администрации г. Перми (л.д. 112-114).
Представитель третьего лица Управления ФСБ по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором мнение по заявленным требованиям не выразил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица 1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо ИП СВБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в порядке, предусмотренном законом.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заедание, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
В соответствии с пунктом 2 части 6, частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны здоровья, обучающихся и работников (пункт 15 часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина; системности и комплексности использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения правообладателями объектов организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория) (пункт 1 Требований).
Комплекс мер, направленных на антитеррористическую защищенность объектов (территорий) образования, содержится в пункте 17 Требований. Их достижение обеспечивается посредством выполнения ряда мероприятий (пункты 18-31), одним из которых является оснащение объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 29 Требований).
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу подпункта «д» пункта 24, пункта 25 Требований объекты (территории) третьей категории опасности оборудуются системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; а также системами видеонаблюдения. На первом этаже должно быть оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем t видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ».
Согласно пункту 31 Требований система оповещения и управления, эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуации должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Из материалов дела следует, что МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми является образовательным учреждением, осуществляет деятельность на базе четырех объектов – зданий, расположенных по следующим адресам: <Адрес> (л.д. 62-83).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Перми главе г. Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности, так как указанным требованиям не соответствовало 93 муниципальных объекта образования (л.д. 102-104).
Согласно ответу главы г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования администрации г. Перми проводятся плановые работы по соблюдению требований, установленных постановлением Правительства Российский Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Проведен анализ 93 объектов образования, не соответствующих требованиям, установлено, что из 93 объектов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 24 объекта не выполнили мероприятия по оснащению АИЗ, устранение замечаний запланировано на 2022 год (л.д. 105-109).
Согласно ответу МАДОУ «Компас» г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, установка автономной системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), которая будет обеспечивать оповещение снаружи зданий корпус №, расположенный по адресу <Адрес>, корпус №, по адресу <Адрес> четыре этапа: первый этап – составление проектной документации и утверждение в МКУ «АХССО» г. Перми. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; второй этап – заключение договора путем закупочных процедур в соответствии с 223-ФЗ, на основании проектной документации. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; третий этап – установка автономной системы оповещения и управления эвакуации людей на объекте. Срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ; четвертый этап – приемка выполненных работ МКУ «АХСОО» г. Перми срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).
Согласно сведениям, содержащимся в выписках из паспортов безопасности, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, объекты по адресам: <Адрес> не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории). В соответствии с пунктом 13 Требований, по результатам категорирования указанным объектам образования присвоена 3 категория опасности (л.д. 22-27).
Прокуратурой г. Перми проведена проверка исполнения МАДОУ «Детский сад «Компас» г.Перми законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, в том числе отсутствие на территории объектов образования по адресам: <Адрес>, систем и оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (л.д. 16).
Между МАДОУ «Детский сад «Компас» и ООО «СБ-АЛЬТЕРНАТИВА» заключены договоры №, №, предметом которых является разработка проектно-сметной документации систем уличного и внутреннего оповещения о чрезвычайных ситуациях (автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации в месте осуществлении образовательной деятельности) на объекте МАДОУ «Компас» г. Перми по адресу: <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ «Детский сад «Компас» г.Перми обратилось в адрес МКУ «Административно-хозяйственная служба системы образования» г. Перми с письмом о согласовании рабочей документацией и локальных и сметных расчетов на монтаж системы уличного и внутреннего оповещения о чрезвычайных ситуациях (автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации в месте осуществлении образовательной деятельности) на объектах МАДОУ «Компас» г. Перми по адресу: <Адрес>.
Таким образом, установлено, что до настоящего времени охрана образовательного учреждения – детского сада не соответствует предъявляемым требованиям, не оборудована системами и оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации, то есть неопределенного круга лиц.
Доказательств устранения вышеуказанного нарушения ответчиками не представлено.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно пункту 4 статьи 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного самоуправления.
Согласно уставу МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми муниципальное образование г. Пермь является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми (л.д. 38-61).
Со слов представителя ответчика МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми финансирование на устранение выявленного нарушения отсутствует, поскольку выделенный в начале года бюджет был распланирован без учета выявленных в ходе проверки нарушений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений в силу действующего законодательства относится к обязанностям муниципального образования как субъекта антитеррористической деятельности и главного распорядителя средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем МАДОУ «Детский сад «Компас» г.Перми, суд приходит к выводу, что обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий должны быть возложены именно на администрацию г. Перми.
При этом вопросы недостаточного финансирования признаются не имеющими юридического значения для рассмотрения настоящего спора.
Более того, непринятие мер по антитеррористической защищенности объекта - МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми со стороны ответчиков представляет реальную угрозу для жизни и здоровья малолетних, что является недопустимым.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, принимая во внимание, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности права на личную безопасность, при том, что особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Перми.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения разумным, с учетом отсутствия доказательств обратному признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.
В письменном отзыве ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» заявлено ходатайство о замене третьего лица УВО по г. Перми – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» на ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю».
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Как следует из представленных третьим лицом документов (л.д.126-133, 136-141), УВО по г. Перми – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность от имени ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю». В связи с изложенным, ходатайство третьего лица о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
возложить обязанность на МАДОУ «Детский сад «Компас» в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать территорию объектов образования по адресам: <Адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иные лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Возложить обязанность на администрацию г.Перми в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Детский сад «Компас» г. Перми по устранению нарушений антитеррористического законодательства.
Произвести процессуальное правопреемство УВО по г. Перми – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» на ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю».
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
(мотивированное решение изготовлено 10.11.2023)
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева