Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-686/2024 ~ М-495/2024 от 19.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2024 года                                                    г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Низовой Ю.Е.,

при секретаре Галенко С.Д.,

с участием исполняющего обязанности прокурора города Нягани Черных А.А.,

ответчика Никитина А.Г., представителя ответчика муниципального казенного учреждения города Нягани «Управление городского хозяйства» Чикановой А.В., представителя третьего лица ОМВД России по г. Нягани Винокуровой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нягани к Никитину А.Г., муниципальному казенному учреждению города Нягани «Управление городского хозяйства» о признании трудового договора, заключенного с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и изменении формулировки увольнения,

установил:

Прокурор г. Нягани обратился в Няганский городской суд с исковым заявлением к Никитину А.Г., муниципальному казенному учреждению города Нягани «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ г. Нягани «УГХ»), в котором просил признать трудовой договор от дата между МКУ г. Нягани «УГХ» и Никитиным А.Г., заключенный с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и возложить на МКУ г. Нягани «УГХ» обязанность изменения формулировки увольнения бывшего государственного служащего ОМВД России по г. Нягани Никитина А.Г. с п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ на п. 11.ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города Нягани проведена проверка исполнения МКУ г. Нягани «УГХ» требований законодательства о противодействии коррупции при заключении трудового договора с бывшим федеральным государственным служащим.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что на основании приказа ОМВД России по г. Нягани от дата Никитин А.Г. с дата замещал должность старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения технического и дорожного надзора ОБИБДД ОМВД России по г. Нягани.

Приказом ОМВД России по г. Нягани от дата Никитин А.Г. уволен со службы в органах внутренних дел по собственному желанию в связи с выходов на пенсию. Замещаемая Никитиным А.Г. должность федеральной государственной службы включена в перечень должностей, утвержденных приказом МВД России от дата . В полномочия Никитина А.Г., помимо прочего, входили обязанности по составлению протоколов об административных правонарушений.

За период замещаемой Никитиным А.Г. должности в отношении МКУ г. Нягани «УГХ» им составлено 15 протоколов об административных правонарушений по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействию коррупции) гражданам, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудового договора необходимо представить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение гражданином должности на условиях трудового договора в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора.

Приказом от дата Никитин А.Г. принят на работу МКУ г. Нягани «УГХ» на должность инженера 1 категории отдела транспорта, энергетики и связи.

Вместе с тем, Никитин А.Г. при заключении трудового договора с МКУ г. Нягани «УГХ» с заявлением о даче согласия на заключение вышеназванного трудового договора в порядке ст. 12 Закона о противодействию коррупции в комиссию ОМВД России по г. Нягани не обращался.

дата МКУ г. Нягани «УГХ» в адрес ОМВД России направило уведомление о заключении трудового договора с Никитиным А.Г.

Комиссией ОМВД России по г. Нягани было рассмотрено указанное уведомление, по результатам которого вынесено заключение о том, что замещение бывшим старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения технического и дорожного надзора ОБИБДД ОМВД России по г. Нягани Никитиным А.Г. должность инженера 1 категории отдела транспорта, энергетики и связи МКУ <адрес> «УГХ» на условиях трудового договора нарушает требования ст. 12 Закона о противодействию коррупции.

дата МКУ г. Нягани «УГХ» проинформировано о принятом комиссией ОМВД России по г. Нягани решении.

дата Никитин А.Г. уволен из МКУ г. Нягани «УГХ» в порядке перевода в МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» на должность заместителя директора по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Ввиду того, что МКУ г. Нягани «УГХ» изначально не имела права заключать трудовой договор с Никитиным А.Г. без решения комиссии ОМВД России по г. Нягани, перевод Никитина А.Г. на другую должность по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, то есть с указанием формулировки по просьбе и с его согласия, незаконна.

Участвующий в судебном заседании исполняющий обязанности прокурора города Нягани Черных А.А. на требованиях иска настаивал в полном объеме.

Ответчик Никитин А.Г. просил в удовлетворении требований отказать, указав на отсутствие какого-либо конфликта интересов по занимаемым им должностям.

Участвующая в судебном заседании представитель ответчика МКУ г. Нягани «УГХ» Чиканова А.В. просила в удовлетворении требований отказать, указав, что на МКУ г. Нягани «УГХ» при приеме сотрудников на работу не возложена обязанность проверки наличия решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Участвующая в судебном заседании представитель третьего лица ОМВД России по г. Нягани Винокурова А.О. представила суду документы –заключение комиссии ОМВД России по г. Нягани по рассмотрению вопроса возможности замещения бывшим сотрудником ОГИБДД ОМВД России по г. Нягани Никитиным А.Г. должности по трудовому договору.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-П, согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором. По смыслу данного положения во взаимосвязи со ст. 10 Закона о прокуратуре, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования, информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях. Следовательно, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (инцидентный характер), но и в инициативном порядке (самостоятельно).

В этой связи полученная прокурором самостоятельно информация о фактах нарушения закона является достаточным основанием для осуществления прокурором контрольных мероприятий в инициативном порядке и не выходит за пределы полномочий, предоставленных органам прокуратуры действующим законодательством, с учетом указанного выше конституционного смысла Закона о прокуратуре.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Нягани проведена проверка исполнения МКУ г. Нягани «УГХ» требований законодательства о противодействии коррупции при заключении трудового договора с бывшим федеральным государственным служащим.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что на основании приказа ОМВД России по г. Нягани от дата Никитин А.Г. с дата замещал должность старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения технического и дорожного надзора ОБИБДД ОМВД России по г. Нягани.

Приказом ОМВД России по г. Нягани от дата Никитин А.Г. уволен со службы в органах внутренних дел по собственному желанию в связи с выходов на пенсию.

За период замещаемой Никитиным А.Г. должности в отношении МКУ г. Нягани «УГХ» им составлено 15 протоколов об административных правонарушений по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Приказом от дата Никитин А.Г. принят на работу МКУ г. Нягани «УГХ» на должность инженера 1 категории отдела транспорта, энергетики и связи.

дата МКУ г. Нягани «УГХ» в адрес ОМВД России направило уведомление о заключении трудового договора с Никитиным А.Г.

Комиссией ОМВД России по г. Нягани было рассмотрено указанное уведомление, по результатам которого вынесено заключение о том, что замещение бывшим старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения технического и дорожного надзора ОБИБДД ОМВД России по г. Нягани Никитиным А.Г. должность инженера 1 категории отдела транспорта, энергетики и связи МКУ г. Нягани «УГХ» на условиях трудового договора нарушает требования ст. 12 Закона о противодействию коррупции.

дата МКУ г. Нягани «УГХ» проинформировано о принятом комиссией ОМВД России по г. Нягани решении.

Постановления мирового судьи судебного участка № 1 Няганского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от дата директор МКУ г. Нягани «УГХ» Просветова О.В. привлечена к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, за то, что она не имела права на заключение трудового договора с Никитиным А.Г. без заключения комиссии работодателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Таким образом, по результатам надзорных мероприятий установлен факт нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившийся в том, что Никитиным А.Г. при трудоустройстве не было получено согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В силу ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные требования установлены ст. 12 Закона о противодействию коррупции.

Из приведенных нормативных положений следует, что для граждан, ранее замещавших должности государственной службы, при заключении трудового договора установлено ограничение, заключающееся в том, что гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной службы может замещать на условиях трудового договора должности в организации только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Перечень должностей государственных служащих, в отношении которых требуется уведомлять о трудоустройстве представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы определен Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», которым установлено предоставление таких сведений гражданам, замещавших должности, указанные в разделах I, II.

Также необходимость уведомления о трудоустройстве имеется в отношении тех государственных служащих, перечень которых устанавливается руководителями федерального государственного органа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 557 от 18.05.2009 разделом III.

В соответствии со ст. 8 Закона о противодействии коррупции, п. 2 Указа Президента Российской Федерации № 557 от 18.05.2009, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.12.2016 № 848 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с п. 11 раздела I указанного приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации в перечень должностей включены должности всех наименований подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.

В целях единообразного применения ст. 12 Закона о противодействию коррупции Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должность государственной (муниципальной) службы при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизий публичных и частных интересов, которая может выражаться, в том числе в возникновении конфликта интересов, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организаций, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.

Замещаемая Никитиным А.Г. должность федеральной государственной службы включена в перечень должностей, утвержденных Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.12.2016 № 848, в связи с чем ответчик при трудоустройстве обязан был уведомить о трудоустройстве представителя нанимателя (работодателя) по последнему месту службы и получить соответствующее заключение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, чего сделано не было, что свидетельствует о заключении трудового договора с Никитиным А.Г. с нарушением требований действующего законодательства.

Довод ответчика Никитина А.Г. об отсутствии какого-либо конфликта интересов занимаемых им должностей, суд считает несостоятельным.

Из приведенных нормативных положений следует, что для граждан, ранее замещавших должности государственной службы, при заключении трудового договора установлено ограничение, заключающееся в том, что гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной службы может замещать на условиях трудового договора должности в организации только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Указанное ограничение применяется, если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего и должность государственной службы, которую замещал служащий до расторжения служебного контракта, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное в п. 4 ст. 1 Закона о противодействию коррупции понятие «функции государственного, муниципального (административного) управления организацией» является примерным и не содержит исчерпывающего перечня полномочий, отнесенных к функциям государственного управления.

Так, согласно должностной инструкции старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения технического и дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по г. Нягани, в функции Никитина А.Г., помимо прочего, входили обязанности по рассмотрению материалов по делам об административных правонарушениях, контроль проведения предприятиями, учреждениями и организациями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии, осуществления контроля за содержанием улично-дорожной сети в безопасном для движения состоянии, за ее оборудованием, техническими средствами регулирования, участие в обследовании маршрутов движения общественного транспорта, дача заключение на их открытие, направление предписаний по устранению недостатков, осуществление контроля за их исполнением и составлением административных материалов за неустранение недостатков и т.д.

В соответствии с уставом МКУ г. Нягани «УГХ», целью деятельности учреждения является разрешение вопросов местного значения, включая вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Таким образом, Никитин А.Г. в период замещения должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения отделения технического и дорожного надзора ОБИБДД ОМВД России по г. Нягани был наделен широким кругом властных полномочий, в том числе по принятию обязательных для исполнения решений в отношении МКУ г. Нягани «УГХ», в связи с чем в течение двух лет после увольнения он имел право замещать должности в МКУ г. Нягани «УГХ» только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В своем заключении от дата комиссия пришла к выводу, что замещение Никитиным А.Г. на условиях трудового договора должности в МКУ г. Нягани «УГХ» повлечет нарушение законодательства, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы при заключении трудового или гражданско-правового договора, предусмотренных ст. 12 Закона о противодействию коррупции.

Указанное заключение в установленном законом порядке Никитиным А.Г. не оспорено, незаконным не признано.

дата Никитин А.Г. уволен из МКУ г. Нягани «УГХ» по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в порядке перевода в МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» на должность заместителя директора по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Основанием для издания приказа об увольнении послужило решение комиссии ОМВД России по г. Нягани.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

В соответствии со ст. 84 ТК РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе в случаях заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Судом установлено, что трудовой договор, между Никитиным А.Г. и МКУ г. Нягани «УГХ» заключен с нарушением требований ст. 64.1 ТК РФ, в связи с чем он подлежал расторжению по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

При указанных обстоятельствах исковые требования об изменении формулировки основания увольнения Никитина А.Г. с п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ на п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ обоснованы и подлежат удовлетворению.

Доводы МКУ г. Нягани «УГХ» о том, что с ее стороны не было допущено нарушений, поскольку при приеме сотрудников на работу организация не обязана проверять наличие решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, ответчиком своевременно было подано заявление в ОМВД России по г. Нягани о трудоустройстве Никитина А.Г. основаны на неправильном толковании норм материального права, а также имеющихся по данному делу обстоятельств, подтверждающих факт осведомленности МКУ г. Нягани «УГХ» о занимаемой Никитиным А.Г. должности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

Исковые требования прокурора города Нягани к Никитину А.Г., муниципальному казенному учреждению города Нягани «Управление городского хозяйства» о признании трудового договора, заключенного с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и изменении формулировки увольнения, удовлетворить.

Признать трудовой договор от дата между муниципальным казенным учреждением города Нягани «Управление городского хозяйства» и Никитиным А.Г., заключенный с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Возложить на муниципальное казенное учреждение города Нягани «Управление городского хозяйства» (ИНН 8610011713) обязанность изменения формулировки увольнения бывшего государственного служащего ОМВД России по г. Нягани Никитина А.Г. (паспорт ) с п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации на п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 03.06.2024.

Судья                                                                                               Ю.Е. Низова

2-686/2024 ~ М-495/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Нягань
Ответчики
Никитин Андрей Геннадьевич
МКУ г.Нягани Управление городского хозяйства
Другие
ОМВД России по г. Нягани
Суд
Няганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Низова Ю.Е
Дело на сайте суда
nyagan--hmao.sudrf.ru
19.04.2024Регистрация административного искового заявления
19.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
08.05.2024Подготовка дела (собеседование)
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее