РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 сентября 2018 года <адрес>
Автозаводский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Воронковой Е.В.,
при секретаре ФИО3,
помощнике прокурора ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2-9017/2018 по административному иску ФИО2 к участковым избирательным комиссиям избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области, Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 о признании незаконным бездействия, обязывании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с административными исками к участковым избирательным комиссиям избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области о признании незаконным бездействия участковых избирательных комиссий, обязывании совершить действия.
В обоснование административных исковых требований истец указал следующее.
Находясь в помещении для голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области Шепелевым В.В. - зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, установлен факт отсутствия в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковых избирательных комиссий оборудованного информационного стенда, на котором размещена информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень.
Истец полагает, что участковыми избирательными комиссиями избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области нарушены требования ч. 3 ст. 60, ст. 62.1 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
На основании доводов, изложенных в исковых заявлениях, просил суд признать незаконными бездействия участковых избирательных комиссий избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области, выразившиеся в неисполнении требований, установленных ч. 3 ст. 60, ст. 62.1 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, обязать участковые избирательные комиссии избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением оборудовать информационный стенд, на котором разместить информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень в соответствии с ч. 3 ст. 60, ст. 62.1 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
Определением суда административные дела по административным искам ФИО2 к участковым избирательным комиссиям избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области 05.09.2018 г. административные дела были объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела судом Территориальная избирательная комиссия Автозаводского района г.Тольятти с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 была привлечена в качестве соответчика.
Также в ходе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования, а именно кроме требований к участковым избирательным комиссиям избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области были предъявлены требования к Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г.Тольятти с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10, а именно: обязать территориальную избирательную комиссию Автозаводского района г.Тольятти с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10 обеспечить участковые избирательные комиссии избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области информационными стендами для размещения информации обо всех кандидатах списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень на период досрочных выборов, признать незаконными их бездействие, выразившееся в не исполнении требований, установленных ч.1 ст.44, ст. 62.1. ст. 60 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Тимошенко О.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по доверенности ФИО6, ФИО7 возражали относительно исковых требований, просили в удовлетворении отказать.
Представители административных ответчиков- участковых избирательных комиссий избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины не явки суду не сообщили, до судебного заседания ими предоставлено ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя.
Прокурор в своем заключении полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку бездействия со стороны ответчиков отсутствуют, права не нарушены.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5).
Как установлено судом, 13 июня 2018 года решением Думы городского округа Тольятти № 1772 на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти седьмого созыва.
Решение о назначении выборов опубликовано в периодическом печатном издании городского округа Тольятти «Городские ведомости» № 42 (2105) от 15 июня 2018 года.
Решением Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти седьмого созыва ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
На момент рассмотрения дела в помещении для голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков №№6120, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, 6119 Самарской области отсутствуют в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковых избирательных комиссий оборудованные информационные стенды, на котором размещена информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень, что не отрицалось в судебном заседании представителями административного ответчика -Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №10.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57- ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» настоящий Закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительного органа любого муниципального образования в Самарской области, а также членов выборных органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 62.1 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» избиратель, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении участковой избирательной комиссии (за 10 и менее до дня голосования).
В соответствии с ч. 3 ст. 62.1 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 30 настоящего Закона. Досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы избирательных комиссий для проведения досрочного голосования определяется избирательной комиссией муниципального образования или по ее поручению нижестоящими избирательными комиссиями, размещается на сайте соответствующей избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 62 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать <данные изъяты> голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Часть 2 ст. 60 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» гласит, что в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для <данные изъяты> голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона, который предусматривает оснащение помещения для голосования кабинами или иными специально оборудованными местами для <данные изъяты> голосования, оснащенными системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
В силу ч. 3 ст. 60 Закона Самарской области от 08 июня 2006 года № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
2) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением - слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения:
3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру - слово «самовыдвижение»;
5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования;
6) информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона (если такая информация имеется).
То есть, исходя из изложенного, законами не определена обязанность ответчиков оборудовать помещения избирательных комиссий избирательного участка информационным стендом, на котором размещена информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень, в период проведения досрочного голосования.
Данная обязанность возлагается на ответчиков только в период голосования, то есть не позднее открытия участков для голосования 09.09.2018 г.
Таким образом, судом не установлено бездействия со стороны ответчиков.
Доводы ФИО2 о нарушении его прав основаны лишь на предположении о возможности наступления для него негативных последствий в случае не избрания его депутатом. Вместе с тем, предметом судебной защиты являются только реально нарушенные или оспоренные права.
Отсутствие реального нарушения прав заявителя также является основанием для отказа в удовлетворении его заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления ФИО2 к участковым избирательным комиссиям избирательных участков №№, 6121, 6141, 6025, 6026, 6122, 6123, 6027, 6115, 6116, 6117, 6118, 6112, 6113, <адрес>, Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № о признании незаконным бездействия, обязывании совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено - ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>а