РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 14 декабря 2023 года
Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алиевой К.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 14 декабря 2023 года
с участием
ФИО7 – помощника прокурора <адрес>,
Рамазанова А.А.- представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>,
Яралиева А.Ж. – представителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>,
ФИО1
ФИО12 и ФИО8- представителей ИП ФИО2
рассмотрев гражданское дело № 2-4741\2023 по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО2 и ФИО1, третьим лицам: Отделу надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, территориальному управлению Роспотребнадзора по РД о признании незаконной и приостановлении деятельности АГЗС, принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 и расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск, до устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с иском к ИП ФИО2 и ФИО1, третьим лицам: Отделу надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, территориальному управлению Роспотребнадзора по РД о признании незаконной и приостановлении деятельности АГЗС, принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 и расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск, до устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР № по <адрес> ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещении АГЗС, принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 и расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск.
В ходе это проверки установлено, что эксплуатация помещений осуществляется с нарушением следующих требований федерального законодательства о:
*пожарной безопасности:
-не представлена техническая документация на технологическую систему АЗС (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 6.2 «СП 156.13130.2014» «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее -«СП 156.13130.2014»),),
-не представлена исполнительная документация на системы противопожарной системы (акт выполненных работ, рабочий проект) (что противоречит требованиям пункта 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее- Правил противопожарного режима)
-отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом ХV111 Правил противопожарного режима, с учетом специфики взрывоопасных и пожароопасных помещений в каждом из зданий и сооружений АЗС (что противоречит пункту 2 Правил противопожарного режима),
-не разработана и не представлена декларация пожарной безопасности (что противоречит требованиям статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
-не представлена документация (паспорт), подтверждающая единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 кум\м (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункт 8.30 «СП 156.13130.2014»),
-на ГАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки высадки пассажиров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.38 «СП 156.13130.2014),
-на территории АЗС допущена прокладка воздушных линии электропередач (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.33 «СП 156.13130.2014», согласно которым на АЗС воздушные линии электропередачи не допускаются);
-не обеспечены в установленные сроки очистка и предремонтная подготовка технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обраща лось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и т.д.) (что противоречит пункту 373 Правил противопожарного режима)
-заправочный островок СУГ на АЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.40 «СП 156.13130.2014» и при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20% от НКПР, не обеспечивает сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС);
--площадка для автоцистерны с СУГ на АЗС не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктами 8.40-8-42 «СП 156.13130.2014»),
-ГАЗС не оборудована соответствующей предъявляемым требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортировки топлива с СУГ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 7.25, 7.36 и 8.18 «СП 156.13130.2014), -резервуар для хранения СУГ расположен надземно (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.30 «СП 156.13130.2014»),
-на ГАЗС отсутствует наружная система пожаротушения, наружный противопожарный водопровод или водоем (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.37 «СП 156.13130.2014», согласно которым наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС, общая вместимость противопожарных водоемов (резервуаров) для КриоАЗС, выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС, резервуары хранения СПГ и транспортные емкости (сосуды) АЦ СПГ которых отвечают требованиям пункта 6.6 этого свода правил, а также АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС, должны определяться расчетом, но составлять не менее 100 м3.);
-на ГАЗС допускается заправка автотранспорта с работающими двигателями (что противоречит требованиям что противоречит требованиям пункта 385 Правил противопожарного режима);
-система заземления для автоцистерны не соответствует требованиям Правил устройства электроустановок (далее- ПУЭ), а именно, для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.35 «СП 156.13130.2014»);
-на боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета, которые должны иметь ширину от 38 до 42 см, с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненные световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.7 «СП 156.13130.2014»);
-на объекте отсутствует аварийный резервуар (что противоречит требованиям пункта 383 Правил противопожарного режима);
-на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки и дренажные лотки не соответствуют установленным требованиям, на АЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (что что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.21 «СП 156.13130.2014», согласно которым на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, и пункта 6.22 этих СП, согласно которым АЗС должна быть оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, емкости-накопители которых необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении, а крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек);
- объект не обеспечен первичными средствами пожаротушения в нормативном количестве, которое в силу пункта 60, разделу Х1Х и Приложениям 1 и 2 к Правилам противопожарного режима составляет для:
а) заправочного островка для заправки только легковых автомобилей, имеющей от 1 до 4 топливораздаточных колонок, - 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 килограмма);
б) заправочного островка для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей;
в) площадки для автоцистерны - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 литров каждый);
-на территории ГАЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств и на покрытие дороги не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территори АЗС для каждого транспортного средства (что противоречит требованиям пункта 384 Правил противопожарного режима),
-учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не вносятся в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (что противоречит требованиям пункта 60 Правил противопожарного режима);
-резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения допустимого уровня их заполнения (который составляет 85 % геометрического объема резервуара со СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерой емкости СПГ) (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.35 «СП 156.13130.2014»),
-на одном заправочном островке СУГ допускается заправка 2-х и более автомобилей (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.14 «СП 156.13130.2014»),
-руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывоопасной и пожарной безопасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
-расстояние от выхода из помещений АГЗС в сторону топливно-раздаточной колонки с СУГ и резервуара с СУГ составляет менее 15 метров, при этом дополнительный выход в противоположную сторону отсутствует (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.8 «СП 156.13130.2014»),
-не предусмотрены противопожарные расстояния (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и таблицы 5 к пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»), а именно:
от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АГЗС (топливно-раздаточной колонки с СУГ, резервуара с СУГ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1-Ф4, которое должно быть не менее 60 метров,
от топливно-раздаточной колонки с СУГ до проезжей части дороги, которое должно быть менее 25 м,
от резервуара с СУГ до проезжей части дороги, которое должно быть менее 25 м,
-расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС не соответствуют установленным требованиям (предусмотренным таблицей № к пункту 8.4 «СП 156.13130.2014») (что противоречит и требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), а именно,:
от резервуара с СУГ до топливно-раздаточной колонки с СУГ составляет менее 20 метров,
от резервуара с СУГ до зданий и сооружений АГЗС составляет менее 20 метров,
от топливно-раздаточной колонки с СУГ до площадки с автоцистерной с СУГ составляет менее 20 метров,
от топливно-раздаточной колонки с СУГ до операторской составляет всего 9 метров,
*санитарно-эпидемиологического законодательства:
-в нарушение требований пункта 22 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее- Порядок проведения медосмотров), не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам;
-в нарушение требований Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» не представлены:
список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (что противоречит требованиям пункта 22 указанного Порядка),
заключительный акт по результатам медицинских осмотров (что противоречит пункту 45 этого Порядка),
-отсутствует уголок потребителя (что противоречит требованиям статей 8 и 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей).
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, в соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Халилов А.Х. исковые требования поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Рамазанов А.А.- представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебном заседании поддержал требования прокурора, пояснив, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ответчиков имело место, в настоящее время неустраненным является невыполнение требований по установлению санитарно-защитной зоны, остальные нарушения и недостатки устранены, стороной ответчика совершаются и действия, направленные на разработку проекта санитарно-защитной зоны и установление санитарно-защитной зоны.
Яралиев А.Ж. – представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> требования прокурора поддержал в той части, в которой нарушения требований пожарной безопасности не устранены, поскольку они продолжают нести опре де ленную угрозу взрыва и аварий, соответственно, причинения вреда, при этом он заявил, что ответчиками практически установленные нарушения устраняются, вопрос о расстояниях можно компенсировать выполнением иных технологических мероприятий.
ФИО1- собственник АГЗС и ФИО12 и ФИО8- представители ИП ФИО2- арендатора АГЗС по существу признали требования прокурора, но пояснили, что на АГЗС имелись недостатки, но они устраняются в результате мер, принимаемых ими, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства по существу устранены, неустраненным остается установление санитарно-защитной зоны, но в этой части заключены соответствующие договора на разработку проекта санитарно-защитной зоны, проводятся соответствующие исследования, после чего будет устранен и этот недостаток.
Выслушав объяснения явившихся в суд представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурором заявлены требования о признании незаконной и приостановлении деятельности АГЗС, как установлено в судебном заседании, принадлежащей ФИО1, находящейся в арендном пользовании индивидуального предпринимателя ФИО2 и расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск до устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом он указал, что установленные в ходе проверки нарушения требований законодательства являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, что в силу требований статьи 1065 ГК РФ является основанием для приостановления деятельности АЗС.
Как установлено в судебном заседании, АГЗС, о приостановлении которой заявлено, расположено на земельном участке площадью 716 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000035:1365 по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая на свой риск, является предпринимательской.
В силу положений пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствии статьей 1065 ГК РФ:
-опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1),-если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2),
-суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (пункт 3).
Из приведенных норм законов в их совокупности и взаимной связи следует, что собственник земельного участка и возведенного на нем объекта недвижимости вправе осуществлять любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, при этом у него возникают обязанности по соблюдению ограничений в эксплуатации объекта недвижимости, установленных законодательством в целях предотвращения причинения вреда, в том числе жизни и здоровью граждан, выполняя определенный перечень мероприятий, направленных на обеспечения эксплуатации объекта в соответствии с требованиями безопасности.
Согласно Приложению № Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к этому Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов, относятся к опасным производственным объектам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного закона опасными производственными объектами в соответствии с этим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № Федеральному закону.
Подпунктами 1 и 2 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в их взаимной связи автозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств, относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности.
В судебном заседании установлено, что на АГЗС по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск осуществляется заправка транспортных средств сжиженным углеводородным газом, из чего вытекает, что данная АГЗС относится к опасным производственным объектам.
Названный федеральный закон, который согласно его Преамбуле, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, предъявляет определенные требования к деятельности по эксплуатации и автозаправочных станций, которые сами по себе несут потенциальную опасность аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (Преамбула).
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1 Закона).
Промышленная безопасность указанных объектов обеспечивается путем установления и выполнения определенных требований: условий, запретов, ограничений и других обязательных требования, содержащиеся в этом Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3 Закона).
Пунктом 2 статьи 3 этого Закона предусмотрено, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В настоящем деле прокурором заявлены требования об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности, которые предусмотрены Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и «СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».
Те нарушения, которые были установлены в ходе проверок соблюдения на АГЗС требований законодательства пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия и приведены выше, нашли подтверждения в судебном заседании.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе:
-соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 этого Федерального закона и т.д.
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В связи этим, судом были предприняты меры по проведению повторной проверки выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем было судебное поручении.
По результатам проведенной проверки в адрес суда начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ за № ИВ-191-4-4-1406 представлена информация о противопожарном состоянии по повторному обследованию АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск (как установлено в судебном заседании, данная АГЗС имеет адрес: <адрес>, МКР №, 1 линия, вдоль шоссе Дружбы Народов).
Согласно информации, отраженной в ответе начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РД от 17.11.2023г. за №ИВ-191-4-4-1406, и в ответе врио руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также представленным ответчиками документам, ответчиками по состоянию на день рассмотрения дела, т.е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены нарушения требований пожарной безопасности о противопожарных расстояниях.
В силу требований статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
-каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1),
-целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2),
-система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3),
-система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного этим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате (часть 4).
Статьей 6 названного Закона установлены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Одним из таких условий, при соблюдении которой пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, является условие о том, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных этим Федеральным законом, под которым понимается мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (пункт 28 статьи 2 Закона).
В соответствии с частями 1 и 2 стати 69 Закона противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в приложениях к этому закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 этого Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 этого Федерального закона.
Статьей 93 Закона установлены нормативные значения пожарного риска производственных объектов, к которым относится и АГЗС.
Согласно этим нормативам:
-величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год,
Ответчиками был заключен с ООО «Бранд-Спектр» договор на производства расчета величины пожарного риска деятельности АГЗС по адресу: <адрес>, МКР №, 1 линия, вдоль шоссе Дружбы Народов.
Из Расчета величины пожарного риска деятельности АГЗС от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного специалистом названного ООО «Бранд-Спектр», следует, что максимальная величина индивидуального пожарного риска на Автозаправочной станции, принадлежащей ФИО1 по адресу: <адрес>, МКР №, 1 линия, вдоль шоссе Дружбы Народов составляет Qагзс=0.6156х10(-6)год(-1), которая признается величиной, не превышающей допустимое значение, установленное статьями 79 и 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Яралиев А.Ж. – представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> согласился с тем, что величина пожарного риска в размере Qагзс=0.6156х10(-6)год(-1) не превышает одну миллионную в год.
Специалист названного ООО «Бранд-Спектр» ФИО13, выполнивший отчет величины пожарного риска, опрошенный в судебном заседании, пояснил, что данная величина пожарного риска соответствует нынешнему состоянию АГЗС, отступления от противопожарных расстояний дополнительно можно компенсировать установлением защитных экранов, оборудованием системы орошения над площадкой автоцистерны, а также газоанализатора, и при выполнении этих мероприятий АГЗС может функционировать в полной мере, поскольку угроза причинения вреда уже отсутствует.
Представитель прокуратуры приведенные доводы ответчика ФИО1 и представителей ИП ФИО2 о том, что ими практически устранены в полном объемы нарушения, установленные в ходе проверки, а также представленные им документы не опроверг.
С учетом приведенных норм права и установленных судом обстоятельств суд находит, что с точки зрения пожарной безопасности АГЗС, расположенная по адресу: <адрес>, МКР №, 1 линия, вдоль шоссе Дружбы Народов, не представляет угрозы и может осуществлять свою деятельность.
В силу пункта 4 статьи 1 ГрК РФ и пункта 18 статьи 105 ЗК РФ санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, которые подлежат отображению на соответствующих картах в составе генерального плана.
Зоны с особыми условиями использования территорий представляют собой территории, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 105 ЗК РФ).
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Данными Правилами предусмотрено, что прав обладатели объектов санитарно-эпидемиологического контроля должны обращаться с заявлениями в уполномоченный орган об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны с представлением документов, указанных в пункте 14 Правил, в том числе и проекта санитарно-защитной зоны.
Из представленных ответчиками документов следует, что в настоящее время ими пред приняты действия по составлению проекта санитарно-защитной зоны АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, МКР №, 1 линия, вдоль шоссе Дружбы Народов.
Как это следует из нормативных актов, регулирующих разработку проектов санитарно-защитных зон, данная процедура требует определенного периода времени для проведения необходимых исследований.
На это указывали и представители ответчиков.
Поскольку судом установлено, что величина пожарного риска не превышает установленные нормативы, что указывает также на то, что и существующие расстояния как от АГЗС до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1-Ф4, так и между технологическими системами АГЗС между собой и расположенными на АГЗС административными строениями, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, суд не находит оснований для приостановления деятельности АГЗС.
В то же время суд находит, что в целях обеспечения полноты пожарной безопасности на ответчиков следует возложить обязанности по выполнению компенсирующих мероприятий по противопожарным расстояниям, а именно, по установлению защитных экранов, оборудованию системы орошения над площадкой автоцистерны, а также газоанализатора, удовлетворив частично требования прокурора.
Руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО2 и ФИО1 удовлетворить частично.
Признать деятельность принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 ФИО2, расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск, незаконной, осуществляющей с нарушениями требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО2 обязанность:
*для компенсации нормативных противопожарных расстояний установить:
-защитные экраны между зданиями, сооружениями и оборудованием технологических систем АГЗС (топливно-раздаточными колонками с сжиженным углеводородным газом, резервуаром с сжиженным углеводородным газом) и зданиями и сооружениями классов функциональной пожарной опасности Ф1-Ф4 (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункт 8.3 и таблица № в СП 156.13130.20014),
-защитные экраны между топливно-раздаточной колонкой со сжиженным углеводородным газом и проезжей частью дороги (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункт 8.3 и таблица № СП 156.13130.20014);
-защитные экран между резервуаром со сжиженным углеводородным газом и проезжей части дороги (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункт 8.3 и таблица № СП 156.13130.20014);
-систему орошения над площадкой автоцистерны,
-газоанализатор,
*принять в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» меры по установлению санитарно-защитной зоны АЗС.
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО2 и ФИО1 в остальной части, в том числе и в части приостановления деятельности принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 ФИО2, расположенной и функционирующей по адресу: <адрес>, МКР-3, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала-Буйнакск, оставить без удовлетворения в связи с устранением остальных недостатков до вынесения настоящего решения суда.
Обеспечительные меры в виде запрета функционирования деятельности АГЗС, принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО2 по адресу: РД, <адрес>, поселка Ленинкент, МКР-33, 1-я линия, вдоль дороги Махачкала- Буйнакск, примененные определением судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Настоящее решение суда в части отмены обеспечительных мер, примененных определением судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обратить к немедленному исполнению.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Х.И. Шихгереев.