Дело № 2-1763/2023
УИД: 23RS0044-01-2023-001352-38
Резолютивная часть решения оглашена 24.07.2023г.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.07.2023г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 24 июля 2023 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Колисниченко Ю.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием:
представителя истца администрация
Краснодарского края ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Щелоковой ФИО9 о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия ФИО8, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с исковым заявлением к Щелоковой Ю.А., в котором просит взыскать с Щелоковой Ю.А. в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок), в сумме 135 335 рублей 28 копеек.
В обосновании заявленных требований указала о том, что по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э. Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края». Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 111514-р. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее – управление) во исполнение требований п. 14 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) осуществлен визуальный осмотр технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия. По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, управлением составлен акт № 15/1 от 31.03.2022, характеризующий техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения как неудовлетворительное. Объект культурного наследия расположен в границах кадастрового квартала 23:43:433011, в том числе, и на земельном участке с кадастровым номером № На участке расположен дом общей площадью 81,3 кв.м. Часть дома общей площадью 4,4 кв.м расположена на территории объекта археологического наследия. Также, по периметру участка установлен профильный забор на металлических столбах, в количестве 18 шт., с общим размером лунок для вкопки 2,88 кв.м. Таким образом, поврежденный культурный слой памятника составляет 7,28 кв.м. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, на момент выявления вышеуказанных нарушений собственником земельного участка с кадастровым номером № являлась Щелокова ФИО10 (с 13.12.2019 по 09.02.2023). Управлением соблюден претензионный порядок урегулирования спора (пункт 3 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В адрес Щелоковой Ю.А. 29.04.2022 исх. № 78-16-6178/22 управлением направлена досудебная претензия, которая получена 18.05.2022. Ответ на указанную претензию в управление не поступал.
Согласно дополнительным пояснениям к исковому заявлению, Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина принят на государственную охрану распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 10.10.1995 № 14-р, приказом комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 23.11.1998 № 48-п, законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края». Памятник зарегистрирован в реестре на основании приказа министерства культуры РФ от 03.10.2017 № 111514-р. Объект археологического наследия признается объектом культурного наследия не с момента его регистрации в реестре, а с момента обнаружения специалистом-археологом. Категория земельного участка с кадастровым номером № – «земли населенных пунктов», что отражено в выписке из ЕГРН. Указанный земельный участок относится к землям историко-культурного значения, для которого предусмотрен особый правовой режим использования, установленный законодательством об охране объектов культурного наследия. Объект археологического наследия отображен в материалах по обоснованию генерального плана МО г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, а также в материалах по обоснованию правил землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6. В состав генерального плана МО г. Краснодар включены сведения о границах территории указанных объектов культурного наследия с учетом данных мониторинга, проведенного в июне-августе 2013 года Старокорсунским отрядом ОАО «Наследия Кубани». Работы на объекте культурного наследия «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» выявили сохранившийся культурный слой городища и погребения. До утверждения 02.09.2020 генерального плана МО г. Краснодар действовал генеральный план МО г. Краснодар, утвержденный решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25, в пункт 15 которого включен раздел «Охрана историко-культурного наследия», содержащий сведения о расположенных на территории города объектах культурного наследия, в том числе объекте археологического наследия «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина». Также указано, что ГК РФ не ставит в зависимость взыскание вреда, причиненного объекту культурного наследия, от привлечения лица к административной ответственности. Щелокова Ю.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, соответственно, на этот адрес и направлено предостережение. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В судебном заседании представитель истца администрация Краснодарского края ФИО5 настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, указанные в возражениях на исковое заявление, согласно которым истцом не доказано, что памятник археологического наследия находится на территории земельного участка с кадастровым номером № Ответчик являлась собственником спорного земельного участка в период с 13.12.2019г. по 09.02.2023г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 03.12.2019г. В соответствии со сведениями ЕГРН, полученными Щелоковой Ю.А. после приобретения имущества, земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.01.2015г., категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – жилые строения, садовые дома, при этом сведений об ограничении использования земельного участка в ЕГРН не содержалось. «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» расположен в х. Ленина, АО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, <данные изъяты> восточной долготы. При этом спорный земельный участок имеет следующие координаты: <данные изъяты> восточной долготы. Сведения о протяженности географических единиц являются общеизвестными и, протяженность 1 минуты долготы вдоль экватора составляет 1 географическую милю, или 1,855 км, а длина 1 секунды долготы вдоль экватора составляет 0,016 географической мили, или 30,916 м. Таким образом, данный земельный участок расположен в 30,916 метров от объекта культурного наследия, в связи с чем, ему не мог быть причинен вред какими-либо действиями ответчика, иного в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не доказано. Также истцом не доказана совокупность условий взыскания убытков. В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что в отделе полиции по Карасунскому округу г. Краснодара находится материал по заявлению истца от 12.03.2021 исх. 78-15-3183/21 (КУСП № 14176 от 26.03.2021) по факту осуществления строительных работ на территории памятника археологии. Однако никаких сведений о результатах проверки в отношении Щелоковой Ю.А. в доказательство ее вины, истцом не представлено. Ответчик не привлекалась ни к административной, ни к какой-либо иной ответственности, в связи с производством строительных работ на земельном участке. Доказательств направления предостережения и получения его ответчиком не представлено. Решения по делам, на которые ссылается истец, связаны с иными фактическими обстоятельствами и не могут иметь преюдициального значения для разрешения настоящего спора. По иным аналогичным спорам, на которые ссылается истец, суды, взыскивая убытки, руководствовались тем, что вина ответчиков была установлена путем привлечения их к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Расчет ущерба, представленный истцом, носит предположительный характер и не может служить доказательством размера понесенных убытков. Ответчик считает, что исходя из совокупности обстоятельств, связанных с настоящим спором, в силу приведенных доводов и представленных доказательств им доказано отсутствие вины.
Ответчик Щелокова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила суду отзыв, согласно которому администрация округа в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положением об администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п. 14, в соответствии с которым администрация округа наделена полномочиями по: выдаче уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, находящемся на территории округа, Пашковского и Старокорсунского сельских округов муниципального образования г. Краснодар; выдаче уведомлений о соответствии (несоответствии) построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на территории округа, Пашковского и Старокорсунского сельских округов муниципального образования г. Краснодар. Согласно информационной базы администрации округа сведения о выдаче правообладателю земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433001:2342 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, администрацией округа уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке отсутствует. В связи с чем, считают исковые требования обоснованными.
Представитель третьего лица департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 73-ФЗ). В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из нее не подлежат (статья 49 Федерального закона № 73-ФЗ). Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
На территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия (пункты 1, 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 3223-КЗ) в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
Статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ установлено:
1) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
2) в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 указанного Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Согласно статье 49 Закона № 73-ФЗ, собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством (статья 47.2, статья 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчётной документации, утверждённым постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 № 85 (во исполнение пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», 0,35 км к востоку от хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э. Объект культурного наследия расположен в границах кадастрового квартала №, в том числе, и на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433001:2342.
Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края».
Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 111514-р.
Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 31.03.2022 года № 15/1, уполномоченным представителем органа ораны объектов культурного наследия в лице ведущего специалиста 2 разряда отдела экономики и документационного обеспечения Мещерякова А.В. произведен визуальный осмотр технического состояния объекта культурного наследия.
По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., установлено, что памятник археологии расположен в 350 м северо-восточнее от юго-восточного угла х. Ленина муниципального образования город Краснодар. Территория памятника располагается в зоне жилой застройки, активно застраивается. На открытых незастроенных участках памятника прослеживаются небольшие по размеру фрагменты керамики, а также фрагменты животных и человеческих костей. На момент обследования территории памятника были подтверждены нарушения при строительстве, отображенные в акте № 739 от 09.11.2020, в том числе на земельном участке №. Указанный участок и расположенный на нем жилой дом частично затрагивают территорию памятника западной частью. Площадь дома, согласно кадастровой карте, составляет 81,3 кв.м., который также частично расположен на территории объекта культурного наследия, ориентировочная площадь части дома, расположенная на территории памятника, составляет 4,4 кв.м. По периметру участка установлен профильный забор на металлических столбах, в количестве 18 шт., с общим размером лунок для вкопки 2,88 кв.м. Таким образом, ориентировочная площадь поврежденного культурного слоя памятника составляет 7,28 кв.м. Доступ на участок ограничен.
Ранее указанный земельный участок осматривался специалистами управления 09.11.2020 года, составлен акт № 739, в котором указано, что согласно данным, полученным в ходе выездных мероприятий по контролю за техническим состоянием объекта культурного наследия, учитывая информацию, имеющуюся в распоряжении управления, а также сведения из публичной кадастровой карты, на территории объекта археологического наследия «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №.
Следовательно, повреждение объекта археологического наследия на рассматриваемом земельном участке произошло в период с 09.11.2020 года по 31.03.2022 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 03.04.2023 года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером № являлась Щелокова Ю.А.
ДД.ММ.ГГГГ управлением государственной охран объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в адрес Щелоковой Ю.А. было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно о недопустимости проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ, ограниченных законодательством для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. им. Ленина. Также Щелоковой Ю.А. было сообщено о необходимости учитывать специальный порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
На рассматриваемом земельном участке был возведен жилой дом, общей площадью 93 кв.м., строительство которого в соответствии с выпиской из ЕГРН от 02.06.203 года завершено в 2022 году.
Однако, из материалов дела усматривается, что никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером № Щелоковой Ю.А. управлением не выдавалось.
Согласно сведениям, представленным администрацией Карасунского внутригородского округа города Краснодара в отзыве на исковое заявление, в информационной базе администрации округа сведения о выдаче правообладателю земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, администрацией округа уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке отсутствует. В вязи с чем, считают исковые требования обоснованными.
В возражениях на исковое заявление, представленных ответчиком, указано о том, что истцом не доказано расположение земельного участка с кадастровым номером № на территории объекта археологического наследия, а также указано о неполучении ответчиком предостережения о недопустимости нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
При этом, объект археологического наследия отображен в материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100.
Кроме того, актом от 31.03.2022 № 15/1 установлено расположение объекта культурного наследия в границах кадастрового квартала №, в том числе, и на земельном участке с кадастровым номером №.
Обязанность отражения сведений о границах территории объектов культурного наследия в государственном кадастре недвижимости (в настоящее время ЕГРН) закреплена в статье 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ с 22.10.2014.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отсутствие сведений о границах территории объектов археологического наследия в ЕГРН не освобождает собственника/пользователя земельного участка, расположенного в границах территории объекта археологического наследия, от требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ (абзац второй пункта 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Памятник поставлен на государственную охрану раньше, чем вступили в силу положения статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, а значит, не могут быть применены к данным правоотношениям.
Предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия направлялось управлением по месту регистрации Щелоковой Ю.А., что подтверждается реестром № 465 внутренних почтовых отправлений администрации Краснодарского края от 17.03.2021 года.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, указанной в п. 67-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения). Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Суд учитывает, что направление почтового отправления заказным письмом с уведомлением является надлежащим уведомлением Щелоковой Ю.А. о предъявленном предостережении и соблюдении требований, установленных действующим законодательством, так как согласно сведениям с сайта «Почта России» почтовое отправление с почтовым идентификатором № возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
Как установлено судом, Щелокова Ю.А. не приняла должных мер при проведении строительных и земляных работ на земельном участке с кадастровым номером №, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
В результате проведения земляных, строительных работ при возведении дома и забора на металлических вкопанных столбах в границах земельного участка с кадастровым номером № объекту археологического наследия – «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» причинён вред, поврежден культурный слой памятника на площади 7,28 кв.м.
Согласно произведенному истцом расчету, объем вреда, причиненный объекту археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», выраженный в стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ – раскопок на площади 7,28 кв.м.), предусмотренных ст. 45.1 Федерального закона № 73, составляет 135 335 рублей 28 копеек.
Расчет причиненного вреда произведен в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ, Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утверждённого приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 № 321, инструктивными письмами Министерства Культуры Российской Федерации от 13.10.1998 № 01-211/16-14 и от 20.12.2011 № 107-01-39/10-КЧ, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
Судом принимается данный расчет в качестве надлежащего и достоверного доказательства, поскольку он является обоснованным, мотивированным, выполнен государственным органом, имеющим полномочия на проведение такого рода расчетов в силу должностного регламента, утвержденного Управляющим делами администрации Краснодарского края от 02.10.2019 года.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные доказательства, установив обстоятельства по делу, руководствуясь вышеуказанными положениями, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку факт причинения вреда объекту археологического наследия федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина» нашел свое подтверждение в материалах дела.
В соответствие со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ - как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
Таким образом, заявленный истцом спор содержит требования имущественного характера, подлежащие оценке.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку в силу вышеуказанных норм закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании пункта 1 статьи 103 ГПК РФ и статьей 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 3 906 рублей 71 копейка.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░12, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ № №, ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░. – XV ░. ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ░░░ «░░░░», 0,35 ░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░), ░ ░░░░░ 135 335 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 28 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 906 ░░░░░░ 71 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░