Дело № 2-981/2021 (10RS0016-01-2020-003100-47)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2021 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой О.Г.,
с участием: истца Костина А.М., представителя истца Пидлиснюк Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костина Александра Михайловича к ОМВД России по Сегежскому району, ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району, Федеральному агентству по управлению государственным имущество в лице МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия об обязании совершить определенные действия, о признании права собственности,
установил:
Костиным А.М. предъявлен иск к ответчикам по тем основаниям, что 14.10.2020 он обратился в ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району с заявлением о регистрации прицепа к легковому автомобилю, приобретенного им 23.03.1992. Решением начальника ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району от 27.10.2020, выраженным в письме №..., в осуществлении регистрационных действий отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих право собственности Костина А.М. на прицеп к легковому автомобилю. Полагая, что данное решение нарушает его право на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, Костин А.М. просит суд: признать право собственности на прицеп к легковому автомобилю заводской номер №... марки №... со стальными бортами, дата выпуска ХХ.ХХ.ХХ., цвет кузова – серый, изготовитель: Курганский машиностроительный завод им. В.И. Ленина; обязать ОМВД России по Сегежскому району зарегистрировать прицеп к легковому автомобилю.
Определением от 15.09.2021, в связи с уточнением исковых требований, суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 13.11.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - начальник ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району Ковалева Ю.В..
Определением суда от 11.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имущество в лице МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.
Истец Костин А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что зимой 1991 года он приобрел в ТД «Надвоицы» НАЗ прицеп к автомобилю. До этого, в 19912 году он приобрел автомобиль. До настоящего времени прицепом не пользовались, поэтому отсутствовала необходимость в его регистрации. В 2020 году обратился в ГИБДД с заявлением о постановке прицепа на учет с целью его дальнейшего использования по назначению. Ему было отказано в регистрации в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на прицеп. На момент покупки ему был выдан только паспорт на прицеп, иные документы не выдавались.
Представитель истца Пидлиснюк Д.А. в судебном заседании исковые требований поддержал по доводам искового заявления.
Представители ответчиков ОМВД России по Сегежскому району, ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району, третье лицо Ковалева Ю.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены.
Представитель ответчика Росимущества в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве Росимущество указало, что спорный прицеп не учитывается в реестре федерального движимого имущества, предметом договора между истцом и Росимуществом не являлся.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.10.2020 Костин А.М. обратился в ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобильного прицепа, приобретенного в «Торговом доме «Надвоицы» 23.03.1992. К указанному заявлению административным истцом был приложен паспорт по эксплуатации указанного автомобильного прицепа.
27.10.2020 решением, оформленным письмом №..., ответчик ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району отказал в осуществлении регистрационных действий, разъяснив Костину А.М., какие документы необходимы для осуществления запрашиваемой им государственной услуги.
Свидетель К. в судебном заседании пояснила, что Костин А.М. является ее супругом, в 1992 году он приобрел прицеп КМЗ с железными бортами, цвет – серый, в ТД «Надвоицы» НАЗ, так как они работали на этом заводе, за 1500 рублей. Они долго не пользовались прицепом. В прошлом году прицеп стал им необходим, они решили его поставить на учет, однако получили отказ в ГИБДД.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действовавшего на момент вынесения оспариваемого решения) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно пункту 4 указанного постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что документами, устанавливающими основания для постановки транспортного средства на государственный учет и для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а в необходимых случаях - также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктами 2, 28 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, предусмотрено, что государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителей либо опекунов (попечителей) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
Документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленные для совершения регистрационных действий документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства (основные компоненты транспортных средств) и быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 27.4.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950).
Как следует из материалов дела, для регистрации прицепа к легковому автомобилю административным истцом в качестве документа, подтверждающего право собственности административного истца на данный прицеп, была предоставлена инструкция об эксплуатации автомобильного прицепа <...>, в разделе 13 которой в графе «Свидетельство о продаже» в качестве продавца указан «Торговый дом «Надвоицы», дата продажи – 23.03.1992. При этом указанная инструкция сведений о покупателе не содержит.
В период продажи автомобильного прицепа надлежащим документом, свидетельствующим о его купле-продаже, являлась справка-счет, форма которой была установлена приказом Министерства торговли СССР от 06.02.1991 № 9.
В справке-счете должны быть указаны: наименование транспортного средства, марка, владелец (приобретший автотранспортное средство), его данные, данные продавца, а также засвидетельствован факт совершения сделки купли-продажи, внесения оплаты за приобретенный автомобиль и получения указанного транспортного средства.
Таким образом, справка-счет, выдаваемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, по сути своей подтверждает факт осуществления сделки купли-продажи транспортного средства, а также выполняет функцию расписки.
Вместе с тем надлежащие документы, подтверждающие право собственности на автомобильный прицеп, в органы ГИБДД не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности действий ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району в части отказа в проведении регистрационных действий, в связи с чем, отказывает в удовлетворении требований к ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району, ОМВД России по Сегежскому району в части признания решения об отказе в проведении регистрационных действий незаконным и обязании произвести регистрационные действия в отношении спорного прицепа.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 454 указанного выше кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1).
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2).
Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 данного кодекса подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Пунктом 2 статьи 130 этого же кодекса установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Аналогичные положения содержались в ст. ст. 135, 136 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период приобретения спорного прицепа.
Из приведенных выше положений закона следует, что транспортные средства не отнесены к объектам недвижимости, в связи с чем, являются движимым имуществом, а, следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя - с момента передачи транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действующие в спорный период) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичные требования содержатся в п. 5 Правил регистрации самоходных машин и других видов техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507, вступившими в силу с 01.01.2021.
Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая их допуск к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не является обязательным условием для возникновения на них права собственности.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета.
Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года.
Факт приобретения Костиным А.М. спорного прицепа подтвержден допустимыми и относимыми доказательствами, исследованными в рамках настоящего дела: паспортом на автомобильный прицеп <...>, показаниями свидетеля К.., письмом Росимущества от 22.10.2021 №..., письмом ОМВД России по Сегежскому району от 27.10.2020 №..., письмом Курганского машиностроительного завода от 03.12.2020 № 003-34-721, Одобрением типа транспортного средства №..., фотографиями прицепа, из которых следует, что Костин А.М. в настоящее время фактически владеет спорным прицепом, права собственности иных лиц на указанный прицеп не зарегистрированы, в связи с чем требования истца о признании за ним права собственности на прицеп подлежат удовлетворению. Суд учитывает, что истец Костин А.М. иным способом реализовать свое право собственности не имеет.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении требований к ОГИБДД ОМВД России по Сегежскому району, ОМВД России по Сегежскому району, оснований для взыскания с указанных ответчиков судебных расходов в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины не имеется.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия является техническим ответчиком по делу, права и законные интересы истца не нарушало, в связи с чем оснований для возложения на Агентство обязанности по возмещению судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Костиным Александром Михайловичем, ХХ.ХХ.ХХ. г.р., уроженцем ..., право собственности на автомобильный прицеп <...>, заводской номер №..., цвет кузова – серый, дата выпуска – ХХ.ХХ.ХХ. (паспорт №...
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2021.