Дело №а-52/2023
УИД 11RS0№-23
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием административного истца Сивкова А.Н., представителей административных ответчиков Карманова А.М., Жолудь С.С., Батова О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес>
23 января 2023 года административное исковое заявление Сивкова А. Н. к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, ОМВД России по <адрес>, УМВД России по <адрес> о признании регистрации транспортного средства и налоговых уведомлений недействительными,
установил:
Сивков А.Н. обратился в суд с административными исковыми требованиями к МИФНС России № по <адрес> о признании недействительными регистрации от <дата> за истцом транспортного средства Гранд-Чероки, г.р.з. №, а также налоговых уведомлений № от <дата> и № от <дата>, исключении из налогового органа сведений о Сивкове А.Н. как собственнике данного автомобиля.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ОМВД России по <адрес> и УМВД России по <адрес>, в качестве заинтересованного лица – Управление ГИБДД МВД по <адрес>.
В судебном заседании административный истец изменил требования, просил признать регистрацию за ним вышеуказанного транспортного средства с <дата> прекращенной.
В части требований к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании недействительными налоговых уведомлений налоговый орган просил оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Заслушав явившихся, рассмотрев заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.
Налоговые правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса РФ.
Статьей 137 Налогового кодекса РФ установлено право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Абзацем 1 п. 4 ст. 138 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ установлены общие положения производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления иных органов организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статья 19 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 18, 20 и 21 настоящего Кодекса рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Частью 3 ст. 220 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделении, государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров.
Действующим налоговым законодательством закреплен обязательный для всех досудебный порядок урегулирования спора.
Между тем, Сивковым А.Н. действия Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в вышестоящем налоговом органе орган (УФНС России по <адрес>) не обжаловались, что в ходе рассмотрения дела им не оспаривалось.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публично-правового спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка. В силу п. 1 ч. 1 ст. 129 Кодекса административного судопроизводства РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования споров данной категории. Такой порядок установлен, в частности, п. 2 ст.138 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, требования Сивкова А.Н. о признании недействительным налоговых уведомлений подлежат оставлению без рассмотрения в виду отсутствия доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Руководствуясь ст.196 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
Административные исковые требования Сивкова А. Н. к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании налоговых уведомлений от <дата> №, от <дата> № недействительными – оставить без рассмотрения.
На определение суда может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья Т.А. Сурнина