№ 2-575/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 19 ноября 2019 год
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Линьковой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тотемского района Запоржиной В.Н.,
при секретаре Корнеску Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Пятовское о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
и.о. прокурора Тотемского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Пятовское о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру района 11.06.2019 поступила информация ОНД и ПР по Тотемскому и Бабушкинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области о нарушениях требований законодательства о пожарной безопасности, допущенных администрации сельского поселения Пятовское. Установлено, что во исполнение распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы - начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области от 23.03.2018 № 15 в период с 03.05.2018 по 07.05.2018 ОНД и ПР по Тотемскому и Бабушкинскому районам проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении администрации сельского поселения Пятовское. По результатам проверки администрации сельского поселения Пятовское вручено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 07.05.2018 № 15/1/1, срок исполнения предписания истек 01.04.2019. Не исполнены следующие пункты предписания: пункт 2 – не созданы условия для забора воды в любое время года из водоема, являющегося источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного у дома № по ул. <данные изъяты> в п. Октябрьский, не обозначено направление движения указателями, не устроен подъезд с площадкой, пункт 3, 6, 9, 11 – не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения территория п. Октябрьский, территория д. Матвеево, территория п. Советский, территория м. Десятина, п. 12 – не принимаются меры по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории п. Усть-Еденьга, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в п. Усть-Еденьга, пункт – 13 – не соблюдены противопожарные расстояния от границ застройки в п. Усть-Еденьга с одно-, двухэтажной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений не менее 30 метров, пункт 14, 15 – в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органом местного самоуправления, распоряжающимся территорий, прилегающей к лесу, не обеспечивается ее очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо не отделяется лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером у дома № в п. Усть-Еденьга, у дома № в м. Десятина, пункт 25 – не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения, пункт 30 – не установлены муниципальным правовым актом источники наружного противопожарного водоснабжения. Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье, а также имущество граждан, проживающих (пребывающих) на территории сельского поселения Пятовское Тотемского муниципального района Вологодской области, круг которых не определен, поэтому просят обязать администрацию сельского поселения Пятовское в срок до 01.06.2020 устранить изложенные нарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тотемского района Запоржина В.Н. исковые требования уточнила, просил обязать администрацию сельского поселения Пятовское в срок до 01.09.2020 выполнить пункты 3, 6, 9, 12, 25.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Пятовское по доверенности Завьялова Д.А. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Тотемскому и Бабушкинскому районам по доверенности Крюков В.Н. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса Вологодской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явился, направлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя, разрешение иска оставляют на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом положений ч. 3 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Согласно п. 4.1 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 8.12.130.2009) наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение: населенных пунктов с числом жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей; расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса Ф3.1 по функциональной пожарной опасности площадью не более 150 м2, класса Ф3.2 по функциональной пожарной опасности объемом не более 1000 м3, классов Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 по функциональной пожарной опасности I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом не более 250 м3; зданий и сооружений класса Ф5 по функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности объемом не более 1000 м3; сезонных универсальных приемно-заготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий не более 1000 м3; зданий класса Ф5.2 по функциональной пожарной опасности площадью не более 50 м2.
Согласно п. 9.8 – 9.11 СП 8.12.130.2009 хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 4.1.
Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п. п. 5.2 - 5.8 и 6.3.
Объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.
К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
В судебном заседании установлено, что в период с 05.06.2018 по 08.06.2018 проведена плановая выездная проверка документов и территории администрации сельского поселения Пятовское на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки выдано предписание № 18/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком исполнения до 15.05.2019, однако данное предписание частично к указанному сроку, а также и в настоящее время не исполнено, территории п. Октябрьский, д. Матвеево, п. Советский, п. Усть-Еденьга Тотемского района не обеспечены в полном объеме источниками наружного противопожарного водоснабжения, что подтверждается чертежами, выполненными на яндекс-картах, также суду не представлено плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения Пятовское.
Поэтому в указанной части администрация сельского поселения обязывается к исполнению изложенных пунктов.
Иск с учетом уточнения требований удовлетворяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Пятовское удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Пятовское в срок до 01.09.2020 обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения территорию п. Октябрьский, территорию д. Матвеево, территорию п. Советский, территорию п. Усть-Еденьга Тотемского района, разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения Пятовское, в том числе на территории п. Советский, п. Усть-Еденьга, м. Десятина, п. Октябрьской, д. Матвеево Тотемского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Т.А. Линькова
Решение принято в окончательной форме 22 ноября 2019 года.
Судья Т.А. Линькова